Другие факторы ценообразования

Рубрика : Мировой рынок

Другие факторы ценообразованияВ числе факторов, влияющих на уровень и динамику цен и отклоняющих их от полных издержек производства, не на последнем месте находятся субсидии, предоставляемые государством для поддержки производителей и повышения их конкурентоспособности на внешних рынках, а также внутренний таможенный и налоговый режим. Субсидии носят либо прямой, открытый, либо чаще неявный, косвенный характер, по и те и другие призваны улучшить конкурентные позиции па внешних рынках отечественных производителей. Экспортеру, например, может компенсироваться разница между внутренней и более низкой мировой Ценой. Государство нередко субсидирует экспортеров, беря на себя финансирование исследовательских работ, страхование экспортных кредитов, применяя разного рода налоговые и другие льготы. Разумеется, из-за опасения ответных действий конкурентов государства стараются по возможности избегать прямого, неприкрытого субсидирования своих экспортеров. Кроме того, участие во Всемирной торговой организации (ВТО) накладывает запрет на практику экспортного субсидирования.

Субсидии искусственно снижают цены, способствуют экспортной экспансии. Наиболее характерный пример субсидирования относится к экспорту продукции сельского хозяйства из США и Европейского союза. Так, по некоторым расчетам, благодаря субсидиям европейским и американским фермерам продовольствие, ежегодно импортируемое Россией, в конце 90-х годов обходилось нам на 6 млрд. долл. дешевле. В результате российские производители продовольствия становились абсолютно неконкурентоспособными.

Известно, что па протяжении по крайней мере полувека американское правительство щедро субсидировало в различных формах свои авиационные гиганты — компании «Боинг», «Локхид», «Мак Доннел Дуглас», которые господствовали на мировом рынке гражданской и военной авиационной техники. Это облегчало их экспортную экспансию. Но и европейские государства прямо или через Европейский союз оказывали широкую поддержку своим авиационным компаниям, например консорциуму «Эрбас», чтобы они могли устоять в конкурентной борьбе с американскими гигантами. Это стало причиной рассматриваемого в ВТО конфликта между «Боингом» и «Эрбасом». Нечего и говорить, что цены на экспортируемую военную технику, па рынке которой конкуренция становится все более ожесточенной, зависят не столько от величины издержек, сколько от того, по каким ценам государство заказывает эту технику и какие другие льготы предоставляет.

Далеко не второстепенную роль в формировании цеп международной торговли играют валютный курс и его динамика как в странах-экспортерах, так и в импортерах. Снижение реального курса национальной валюты по отношению к валюте внешнеторговых сделок (преимущественно американскому доллару, евро и английскому фунту стерлингов) дает экспортеру конкурентное преимущество, поскольку прежнюю сумму экспортной выручки он обменивает на большую сумму национальных денег. Это позволяет ему снижать внешнеторговую цену в интересах расширения экспорта. Завышенный курс национальной валюты действует в обратном направлении. Когда в период 1985-1987 гг. японская иена была сильно переоценена по отношению к доллару, японские фирмы вынуждены были повышать долларовые цепы своего экспорта, чтобы сократить потери при пересчете выручки в свою валюту.

Pages: 1 2