Послевоенный мир: два типа международных экономических отношений

Рубрика : Вызовы глобализации

Послевоенный мир: два типа международных экономических отношенийУже в конце Второй мировой войны родились проекты по совместному урегулированию мировых политических, валютных и торговых проблем и созданию для этого новых международных организаций. Переход к мирному времени был ознаменован учреждением Организации Объединенных Наций, Международного валютного фонда и Мирового банка, подписанием в 1947 г. Генерального согла-шения о тарифах и торговле (ГАТТ), выдвижением в том же году «Плана Маршалла» по оказанию американской помощи в восстановлении разрушенной экономики европейских государств. И ГАТТ, и «План Маршалла» обзавелись для выполнения своих функций соответствующими секретариатами с многочисленными чиновниками. Инициативы в построении послевоенного мирового порядка исходили от США, и, естественно, их интересы и преобладающий материальный вклад во многом определили характер деятельности новых международных институтов. Именно доминирующим влиянием Америки, ее «политикой сдерживания» своего бывшего союзника по антигитлеровской коалиции Сталин мотивировал отказ Советского Союза от участия в МВФ и Мировом банке, а также «Плане Маршалла». Под давлением СССР ту же позицию неучастия заняли страны Восточной Европы. Как показала последующая история, самоустранение этих стран от закладки основ послевоенного мирового экономического порядка не отличалось дальновидностью.

Издержки изоляционистской политики следовало как-то компенсировать, и Советский Союз взял на себя оказание помощи восточноевропейским государствам топливом, сырьем, зерном и частично золотом и валютой, а также стал способствовать переориентации их торгово-экономических связей в восточном направлении. Сталин решил в противовес «Плану Маршалла» создать под эгидой СССР Совет экономической взаимопомощи (январь 1949 г.), о который вошли страны, оказавшиеся в советской орбите. Совет постепенно креп и набирал опыт, превратившись к концу 50-х годов во влиятельную международную организацию в социалистической части мира. Перед ним ставилась цель сформировать новую модель мирового экономического порядка, основанную на координации народнохозяйственных планов и принципах социалистической солидарности. Амбициозные намерения не выдержали испытания историей, хотя почти 40 лет деятельности СЭВа принесли с собой с точки зрения практики международных экономических отношений не только негативные уроки, но и некоторые полезные результаты и идеи.

По-другому повели себя после окончания войны страны, освободившиеся от колониальной зависимости. Их тоже не устраивало господствующее положение в мировой экономике США и других индустриальных держав и сплачивала общность интересов в обеспечении подлинной политической независимости и взаимовыгодного участия в мировой торговле. Объединившись в Движение неприсоединения, образовав «Группу 77», они получили возможность через ООН, международные экономические и финансовые организации отстаивать свои интересы. Возникшая в 1964 г. новая организация — Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) существенно облегчила им эту задачу. Как форум стран «третьего мира», она являлась известным противовесом ГАТТ, которое вначале объединяло преимущественно промышленно развитые государства. Через ЮНКТАД удалось провести целый ряд важных для развивающихся стран решений. Они касались, например, регулирования международной торговли сырьем и сельскохозяйственной продукцией путем заключения международных товарных соглашений и создания Общего товарного фонда (Common Fund for Commodities). Кроме того, ЮНКТАД призвала развитые страны выделять 0,7% своего ВВП для помощи развивающимся странам, что способствовало более великодушному отношению к ним. Вплоть до конца 80-х годов, когда острейший финансовый кризис, испытываемый ООН, и изменение общей политической ситуации в мире обескровили ЮНКТАД, эта организация оставалась довольно действенным инструментом, помогавшим бедным странам добиваться ряда уступок и преференций от богатых государств.

Pages: 1 2 3 4