Финансовые аспекты внешнеэкономических отношений России

Рубрика : Трансформация российской экономики

Финансовые аспекты внешнеэкономических отношений РоссииОдин из основных факторов, воздействующих на ценовую конкурентоспособность отечественного производства, и одновременно мощный инструмент внешнеэкономической политики государства — номинальный обменный курс национальной валюты. Каково значение валютного курса для конкурентоспособности отечественных производителей на внутреннем рынке и экспортеров?

Мировой опыт показывает, что в развивающихся странах и странах с переходной экономикой сознательно поддерживается заниженный по сравнению с паритетом покупательной способности валютный курс (в большинстве стран, по примерным оценкам, не менее чем на 40-50%). Вряд ли это случайно. Дело в том, что

указанные страны, как правило, обременены большой внешней задолженностью и страдают от утечки капитала за рубеж. Для финансирования того и другого требуется устойчивое положительное сальдо текущего платежного и внешнеторгового балансов, т.е., упрощенно говоря, необходимо устойчивое превышение экспорта товаров и услуг над их импортом. Этому как раз способствует заниженный валютный курс национальной валюты, повышая ценовую конкурентоспособность отечественного экспорта и импортозамещающего производства.

Так, заниженный валютный курс по отношению к паритету покупательной способности валют неизбежно приводит к величине реального обменного курса, превышающей единицу. Это означает, что больше единицы относительная цена иностранных благ, выраженная в идентичных отечественных, или, что при прочих равных условиях, один набор иностранных благ обменивается на более чем один набор отечественных. Только такое ценовое соотношение зарубежных и отечественных товаров и услуг делает последние конкурентоспособными на мировом и внутреннем рынках, учитывая зачастую более низкие качественные и потребительские характеристики продукции развивающихся стран и стран с переходной экономикой по сравнению с лучшими мировыми стандартами.

Используя данные о текущем валютном курсе рубля к доллару в 2002 г. и экспертные оценки величины паритета покупательной способности двух валют (14-16 руб. за 1 долл.), можно путем несложных расчетов оценить приблизительную величину реального обменного курса российской продукции по отношению к иностранной около двух наборов отечественных благ за один набор зарубежных. Очевидно, в 1998 г. резкое падение номинального валютного курса рубля (в теории международной экономики в данной связи говорят о «перелете», или гиперреакции, валютного курса) обеспечило достаточно сильное снижение реального обменного курса и благодаря этому большой запас ценовой конкурентоспособности для отечественных производителей. Однако на протяжении всего послекризисного периода (после 1998 г.) происходит неуклонное повышение реального обменного курса (согласно официальным данным, на 11% в 2000 г., около 15% -в 2001 г.), соответствующий запас ценовой конкурентоспособности снижается. Оптимальная стратегия российских компаний в такой ситуации — работать при поддержке государства над улучшением других характеристик конкурентоспособности собственной продукции, помимо цены (снижать издержки, повышать качество, потребительские свойства, создавать бренды и т.д.), а необходимым условием для этого является повышение все еще низких по; сравнению с показателями зарубежных стран эффективности» отечественного производства и производительности труда на российских предприятиях.

Pages: 1 2 3 4