Глобальная роль транспорта и электронных коммуникаций

Рубрика : Глобализация в базовых отраслях экономики

Глобальная роль транспорта и электронных коммуникацийМеждународный транспорт и электронные коммуникации образуют материально-техническую базу развития мирового хозяйства. Они позволяют осуществлять в возрастающем объеме обмен между странами товарами и информацией, деловые и туристические поездки, получать и распространять знания и опыт. Без наличия мощных и дешевых средств перемещения в пространстве огромных масс материальных ценностей и людей, а также передачи гигантских объемов информации эра глобализации не могла бы наступить. Перспективы глобализации также во многом определяются прогрессом в этих важнейших отраслях международной инфраструктуры.

Внешняя экспансия бизнеса, становящегося все более крупным и мощным, требовала развития международного транспорта и средств связи и стимулировала их техническое совершенствование. Но, с другой стороны, технические революции, совершавшиеся в области транспорта и коммуникаций, придавали дополнительный импульс процессу глобализации. Транспортная и информационная инфраструктура может в случае недостаточного развития сдерживать ход глобализации либо, совершая прорывы к более высокому уровню скорости и экономичности, активизировать этот процесс.

Вторая половина прошлого и начало нового века отмечены беспрецедентным техническим прогрессом основных видов международного транспорта, особенно морского и воздушного, что существенно преобразовало общую картину мировой экономики. Глобальное хозяйственное пространство стало как бы более плотным, более доступным и удобным для освоения и прибыльного использования.

Морской транспорт стоял у истоков формирования мировой экономики, и до сих пор он сохраняет свою ведущую роль. На него приходится около 80% всех грузоперевозок (по тоннажу) в международной торговле. Работа морского транспорта увеличилась за вторую половину прошлого в. в 10 раз — с 2 млрд. до 21 млрд. тонно-миль. С конца 80-х годов объем грузов, перевозимых морским путем, вырос в 1,5 раза и достиг в первые годы нового века 5,7 млрд. т.

В стоимости грузоперевозок всей мировой торговли товарами морской фрахт занимает от 18 до 23% «. Однако если принять во внимание все транспортные затраты, начиная от добычи сырья и кончая доставкой готовой продукции до потребителя, т.е. не ограничиться морской перевозкой, а иметь в виду также транспортировку грузов до порта и от порта — словом, все, что сегодня входит в понятие логистики, — то общая транспортная составляющая в конечной цене может быть значительно выше. Понятно поэтому, что сокращение транспортных издержек способно привести к новым схемам международного разделения труда и интенсифицировать весь процесс глобализации.

Pages: 1 2 3 4 5