Особенности цен международной торговли

Рубрика : Мировой рынок

Особенности цен международной торговлиВ принципе цена должна обеспечивать производителю покрытие издержек производства, включая нормальную прибыль. На международном рынке тон обычно задают основные производители данного конкретного товара, те, кому принадлежит значительная доля соответствующего рынка. Это та база, от которой отталкиваются цены, по крайней мере, когда речь идет о массовых, сравнительно однородных товарах. Например, цены на пшеницу складываются главным образом под влиянием США и Канады — основных ее производителей и экспортеров, на кофе Бразилии, баранину и сливочное масло Новой Зеландии, шерсть Австралии и Новой Зеландии.

На такие товары обычно публикуются в специальных изданиях справочные цены (биржевые котировки, цепы торгов и аукционов, крупных фактических сделок, предложения крупных поставщиков). Например, цена на твердую красную озимую пшеницу с немедленной поставкой на условиях fob из портов Мексиканского залива приводится в USDA. Grain and Feed Market News, Washington DC, справочные цены па чай, какао-бобы, натуральный каучук и ряд других товаров можно найти в Financial Times, London, на олово в Wall-Street Journal, New York и т.д. Справочная цена — отправной ориентир для переговоров в процессе заключения сделки. В большинстве случаев это базисная цепа определенного количества и качества товара в том или ином географическом пункте, предусматривающая определенные стандартные условия поставок (например, включение или нет в цену расходов по доставке товара и т. д.). В установлении цен на цветные металлы ведущую роль играет Лондонская биржа, на кукурузу Чикагская, на натуральный каучук Нью-Йоркская биржа и т. д.

В отношении оборудования, особенно уникальных или нестандартных его видов, базой для согласования цены обычно является калькуляция всех издержек и прибыли фирмы-экспортера. Это так называемые расчетные цены. При наличии нескольких производителей того или иного вида оборудования покупатель запрашивает у них предложения (оферты) и выбирает из них наиболее выгодное по иене и качеству. На его основе затем происходит окончательное уторговывание цены.

Но, разумеется, во всех случаях на уровень цен влияют не только издержки производства, но и соотношение спроса и предложения на мировых рынках, а также целый ряд других факторов. Фактическая цена сделки может в зависимости от конъюнктуры включать скидку или надбавку, словом, отклоняться от справочных или расчетных цен.

Цены на разные товары ведут себя различно в зависимости от спроса и предложения, и, наоборот, спрос и предложение отличаются большей или меньшей эластичностью по отношению к повышению или понижению цен. Резкое возрастание или сокращение спроса и соответственно подъем или падение цен характерны для рынков некоторых видов минерального сырья. Мировые цены целого ряда продовольственных товаров отличаются значительными колебаниями под влиянием сезонного спроса и предложения, урожайных и неурожайных лет, биржевых спекуляций. Амплитуда колебаний может достигать 100% в течение года, 10-13% в течение месяца. Большие взлеты и падения испытывала, например, в течение последних десятилетий цена бразильского кофе. Так, в 1997 г. она составляла 199% по сравнению с 1990 г., а в 1998 г. — уже только 145%.

Pages: 1 2 3 4