«Поствашингтонский консенсус» поиск новых решений в глобальной экономике

Рубрика : Вызовы глобализации

«Поствашингтонский консенсус»   поиск новых решений в глобальной экономикеПод углом зрения выяснения теоретических основ мирового экономического порядка полезно взглянуть на неолиберальную идеологию «Вашингтонского консенсуса», который появился на свет в 1990 г. как рецепт лечения экономики стран, не выплачивающих свои долги. Б дальнейшем его стали «прописывать» не только развивающимся странам, но и странам с переходной экономикой. Следование рецепту было обязательным условием получения кредитов от МВФ.

В соответствии с «Вашингтонским консенсусом» государства, пользующиеся кредитами ВМФ и Мирового банка, а также ведущих держав Запада, должны проводить добровольное открытие национальных экономик по отношению к внешнему миру, вводить рыночные свободы во внутренних и внешних отношениях, обеспечивать макроэкономическую стабильность путем жесткой монетарной политики, приватизировать государственную собственность. Одновременно с целью создайся максимально благоприятных условий для функционирования рынков на глобальном уровне им предлагается перейти к режиму свободного плавания валют, резко уменьшить контролирующую роль государственных институтов.

За этими требованиями стоит вера в то, «что рынок является лучшим механизмом распределения благ. Как только рыночные силы будут отпущены на свободу, начнется создание благ и всеобщее повышение жизненного уровня». Так интерпретирует суть «Вашингтонского консенсуса» швейцарский профессор Франсуа-Ксавьер Мерриен в «Международном журнале общественных наук». Другими его существенными чертами, по мнению этого ученого, является убеждение, что частные институты более эффективны и менее коррумпированы, чем государственные, что отдельные личности не должны быть объектом защиты, а сами должны отвечать за свое благополучие, что система государственного обеспечения неэффективна и подлежит замене индивидуальным страхованием. Практика не дает убедительного подтверждения истинности подобной идеологии и политики.

У данного подхода два основания: теоретико-идеологическое и прагматическое. Первое состоит в идеализации рыночного механизма; при этом процесс глобализации рассматривается как своего рода «таран», призванный резко ускорить повсеместное утверждение модели свободной рыночной экономики. Прагматическая же сторона заключается в том, что реализация такого подхода отвечает интересам прежде всего развитых государств, обладающих несомненными конкурентными преимуществами, и интересам базирующихся там транснациональных корпораций. Поэтому усиливается критическое отношение к подобной политике.

В числе оппонентов оказался и бывший первый вице-президент Мирового банка проф. Джозеф Стиглиц, предложивший вместо дискредитировавшего себя «Вашингтонского консенсуса» более разумные и справедливые принципы «Поствашингтонского консенсуса». «Набор политических рекомендаций, входящих в «Вашингтонский консенсус», — констатировал Дж. Стиглиц, — нельзя считать ни необходимым, ни достаточным как для макроэкономической стабилизации, так и для долгосрочного развития. Он способен дезориентировать и даже проигнорировать и оставить без ответа фундаментальные и жизненно важные проблемы. Для обеспечения работы рынков нужно нечто большее, чем только низкая инфляция; для этого нужны: действенное финансовое регулирование; политика, направленная на поддержание конкуренции; меры по стимулированию передачи технологий и усилению транспарентности (прозрачности) рынков. И это лишь некоторые фундаментальные положения, упущенные «Вашингтонским консенсусом».

Эту общую констатацию Дж. Стиглиц детально аргументирует и развивает. «Основной упор на борьбу с инфляцией, — отмечает он, — может не только внести искажения в экономическую политику, не позволяя стране полностью реализовать свой потенциал роста и промышленного производства, но способствовать институциональным изменениям, уменьшающим экономическую гибкость, не принося в то же время важных выгод, которые могут обеспечить экономический рост». Он добавляет, что упрощенные советы экономической стабилизации на основе ужесточения денежно-кредитной политики в духе «Вашингтонского консенсуса», будь они восприняты в США, принесли бы нежелательные результаты. «Если бы этим советам последовали, то не удалось бы достичь значительного экономического роста и вместе с ним — низкого уровня безработицы». Китай пренебрег такого рода советами и добился успехов, Россия же вняла им и потерпела беспрецедентную неудачу.

Pages: 1 2