Роль государственного субсидирования в международной торговле

Рубрика : Мировой рынок

Роль государственного субсидирования в международной торговлеШирокое толкование протекционизма как государственной защиты и поддержки национальной экономики распространяется не только на охранительные, но и на поощрительные меры. Понятно, что скрытая и открытая государственная поддержка собственной промышленности и ее экспорта — предмет не менее острых международных противоречий и споров, чем тарифные и нетарифные ограничения. Установление в этом деле каких-то согласованных государствами правил достигается крайне медленно и трудно. Пожалуй, наиболее острую и важную с точки зрения регулирования международной торговли проблему представляет субсидирование сельского хозяйства, к которому в более или менее значительных размерах прибегают и США, и Европейский союз (ЕС), и Япония, и многие другие государства. Во всех ведущих странах реализуются программы поддержки фермеров через гарантированную закупку на средства налогоплательщиков их продукции, ее излишков, выплаты компенсаций за невозделанные посевные площади. Чтобы представить масштаб этой поддержки, достаточно сказать, что общемировые субсидии сельскому хозяйству оценивались в 2005 г. почти в 300 млрд. долл. Только

США, ЕС, Япония и Канада израсходовали в 1995 г. на эти цели в совокупности 140 млрд. долл. Они не только существенно помогали фермерам выживать в неурожайные годы, а также выдерживать конкуренцию извне, но и позволяли сохранять и расширять экспорт сельскохозяйственной продукции. Развивающиеся государства также прибегают к поддержке аграрного производства и экспорта, хотя в существенно меньших масштабах.

Приверженцы либерализации торговли держат под постоянным обстрелом политику аграрного субсидирования, считая ее вредной, наносящей ущерб потребителям. Но особенно категоричные требования отказаться от таможенной защиты и субсидирования сельского хозяйства в США, ЕС, Японии исходят от развивающихся стран. Очередной раунд переговоров в рамках ВТО, начало которому положила сессия в Дохе (Катар) в 2001 г., наметил ряд шагов в этом па-правлении. Однако годы идут, а реализация намеченных мер затягивается. Продолжаются острые споры (даже среди лидеров аграрного протекционизма) о размерах снижения максимальных таможенных тарифов на отдельные виды продукции.

С лозунгами ликвидации аграрного протекционизма выступают и антиглобалисты. Декабрьская 2005 г. сессия ВТО в Гонконге, призванная пойти навстречу аграрным странам, сопровождалась многотысячными демонстрациями антиглобалистов. Накал страстей среди участников ВТО можно попять. Открытие рынков ведущих индустриальных держав для импорта различных сельскохозяйственных товаров — одна из важнейших предпосылок подъема экономики и преодоления отсталости во многих бедных странах Африки, Азии и Латинской Америки. Мешает, однако, очевидное несовпадение интересов стран.

Богатые государства не готовы пойти на жертвы ради поддержки бедных. Хотя на известные уступки, видимо, придется скрепя сердце согласиться. Веские объективные причины не позволяют им отказаться от аграрного протекционизма, по крайней мере в обозримом будущем. Правительства и законодатели в США и большинстве европейских стран не могут не считаться с интересами своих фермеров и перестать их поддерживать. Сельское хозяйство имеет важные особенности по сравнению с другими отраслями экономики. На его продуктивность влияют не только общественные формы производства, уровень агротехники, объем вложенных средств и квалификация работников, но и природа, климат. Поэтому при самой совершенной конкуренции трудно рассчитывать на выравнивание издержек производства продуктов сельского хозяйства в пределах даже одной страны, не говоря уже о разных странах. При ограниченности сельскохозяйственных угодий вполне оправдано их использование даже тогда, когда это связано со значительными затратами и когда внутренние цены оказываются выше мировых.

Pages: 1 2 3