Влияние конкуренции и монополий на мировые цены

Рубрика : Мировой рынок

Влияние конкуренции и монополий на мировые ценыКонкуренция в международной торговле, в которой главными участниками стали транснациональные корпорации (ТНК), имеющие за своей спиной нередко правительства стран местонахождения их штаб-квартир, носит очень ожесточенный и изощренный характер. В результате конкуренции снижаются издержки производства и цены товаров или при относительно неизменных ценах существенно улучшаются качество и потребительские свойства товаров.

Иллюстрацией может служить рынок автомобилей, на котором в первой половине прошлого века доминировали США. На своем пике в 1950 г. американская автомобильная промышленность производила три четверти всех автомобилей в мире, и ее дочерним предприятиям в других странах принадлежала немалая часть в остальной четверти. Американские компании превосходили немцев, британцев и японцев по производительности, обеспечивая лучшее соотношение между затратами и выручкой. Их автомобили были в то время более совершенными и надежными в техническом отношении. Но начиная с 60-х годов американцы стали постепенно проигрывать японским и отчасти европейским конкурентам в издержках производства и качестве автомобилей. Сказались недостаточный уровень менеджмента и организации производства, а также непропорционально высокие затраты на оплату труда и социальные гарантии по сравнению с другими отраслями американской промышленности со сравнимой квалификацией работников. В 1980-1982 гг. доля японских автомобилей достигла на рынке США 22%. Это заставило детройтские автомобильные гиганты предпринять существенную реорганизацию. В результате сократилась разница в цене и качестве между американскими и японскими машинами. В США открылись восемь новых автозаводов с самыми современными технологиями и оборудованием, которые находились либо в совместной с японскими компаниями собственности, либо полностью принадлежали последним. Конкуренция способствовала установлению более выгодных для покупателей соотношений между ценой и качеством автомобилей, и американские компании начали частично восстанавливать утраченные на внутреннем и мировом рынках позиции. Однако новый век отмечен ослаблением позиций американских компаний, прежде всего «Дженерал моторс», и очередным наступлением японцев.

Другим примером может служить микроэлектроника, в которой соперничество производителей интенсифицировало научно-исследовательские разработки, переход на более совершенные технологии и благодаря этому привело к достаточно ощутимому снижению цен международной торговли на микропроцессоры и электронную технику. В области производства интегральных схем и микропроцессоров борьба развертывалась в 70-80-с годы главным образом между американскими и японскими фирмами. США, будучи пионерами в разработке компьютерной техники, оказались на время потесненными с мирового рынка микросхем, но затем восстановили свои конкурентные позиции. Японские и южнокорейские телевизоры, аудио- и видеотехника, фотоаппараты превосходили но качеству и цене аналогичную продукцию американских и европейских конкурентов, принуждая последних к модернизации и реорганизации своих предприятий или даже их закрытию. В выигрыше оказывались потребители, поскольку прогресс под влиянием конкуренции в технике и организации бизнеса приводил к удешевлению, иногда очень существенному, соответствующей продукции. Весьма наглядно это иллюстрирует соперничество между мировыми производителями (в основном американскими, японскими и европейскими), приведшее к быстрому снижению стоимости сотовых телефонов и услуг сотовой связи.

Pages: 1 2