Влияние современных тенденций в электронной коммерции на деятельность зарубежных компаний

Рубрика : Информационная сфера

Дальнейшее развитие электронной коммерции в России будет зависеть от множества факторов, в частности, от таких проблем, стоящих на пути развития сетевой торговли, как:

низкий уровень благосостояния населения (ВВП на душу населения в России примерно в 25 раз меньше, чем в США);

небольшой объем аудитории Интернета (в 2001 г. количество человек, посещающих Интернет, составляет всего 2% населения России); этот фактор серьезно сдерживает развитие информационных технологий, поэтому и использование информационного фактора в развитии маркетинга в России пока еще ограничено; неразвитость транспортной инфраструктуры, т.е. транспортная составляющая маркетинга компаний пока еще не может создать условия для реальной доставки товаров, заказанных через виртуальное пространство; кроме того, у существующих форм доставки очень высокие тарифы; недостаточность удобных и доступных средств платежа; в России пока еще большинство платежей за покупки, сделанные через Интернет, 50% покупателей оплачивают наличными курьеру в момент доставки. Оплата через кредитные карты менее популярна вследствие их узкого распространения и недоверия их владельцев к существующим в Интернете платежным системам. Кроме того, с точки зрения пользователей, согласно опросам, приобретение товаров и услуг в интернет-магазинах имеет следующие основные отрицательные стороны:

1) длительность доставки (порой купленные товары доходят до покупателей через несколько недель после покупки);

2) отсутствие наглядности (в процессе покупки онлайн-покупатель не имеет возможности повертеть товар в руках, примерить, потрогать, понюхать его и т.д., что особенно важно при приобретении одежды, обуви и продуктов питания);

3) высокая цена (зачастую товары на прилавках сетевых магазинов продаются по более высоким ценам, чем в традиционной рознице, даже без учета расходов покупателя на последующую доставку). Таким образом, с учетом текущего состояния и факторов, ограничивающих темп развития электронной коммерции в России, общий оборот электронной коммерции к 2005 г., по оценкам журнала IBR, достигнет 560 млн долл.

Прогнозируется увеличение годового количества покупок при незначительном увеличении их средней стоимости (поскольку, с одной стороны, в Интернете постепенно появятся более дорогостоящие товары и услуги — автомобили, недвижимость, туристические услуги, а с другой — все новые и новые сетевые покупатели по причине более низкого достатка будут постепенно снижать планку средней стоимости покупки).

Таким образом, проанализировав современное состояние рынка электронной коммерции в России, можно сделать вывод об острой потребности развития электронного рынка в стране. Для этого необходимо повышать уровень жизни населения, развивать телекоммуникационную инфраструктуру, единую банковскую систему, расширять сферу использования механизмов оплаты по банковским чекам и кредитным картам. В свою очередь, электронная коммерция и развитие информационных технологий в целом будут способствовать развитию рыночных отношений в России и маркетинговой политики российских компаний.

Желательно также развивать корпоративный сектор электронной коммерции, который сейчас только начинает формироваться. Для этого требуется принятие ряда законов, которые бы упорядочивали взаимоотношения между субъектами сделки, таких, как законы об ЭЦП и электронных сделках. Следует привлекать как отечественный, так и зарубежный инвестиционный капитал, а также использовать зарубежный опыт при построении бизнес-моделей российских компаний и для создания их информационных Маркетинговых систем.

Без решения этих вопросов в России невозможно быстрое и качественное развитие электронной коммерции, рыночных отношений и маркетинговой политики. Информатизация и глобализация, находясь во взаимодействии, способствуют развитию данных процессов.

Pages: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14