Торгово-экономические блоки и союзы

Рубрика : Развитие мировой торговли

Торгово экономические блоки и союзыКак и в международной политике, в мировой экономике между странами могут складываться союзнические отношения, означающие нечто большее, чем просто торговое партнерство. Их характер и глубина различаются, но общим является стремление интенсифицировать к взаимной выгоде экономическое сотрудничество и совместно противостоять конкуренции и торговой экспансии извне. Более того, образование торговых и интеграционных группировок часто является предтечей политических союзов. Политика государств в отношении торгово-экономических блоков, сотрудничества с ними или участия в них не менее ответственна, чем многие другие ее направления.

По степени взаимодействия стран различаются несколько типов торгово-экономических блоков.

Зона свободной торговли, в которой устраняются торговые барьеры между участниками, но каждый из них сохраняет собственный режим регулирования торговли с третьими странами. Таможенный досмотр па границах между странами внутри зоны не отменяется, так как каждая страна вправе запретить ввоз или взыскать пошлины с товаров, которые закуплены вне зоны другими ее участниками, имеющими более льготный режим импорта. Европейская зона свободной торговли (ЕФТА), сформировавшаяся в 1960 г. и включавшая первоначально Скандинавские страны, Великобританию, Данию, Австрию, Швейцарию, Португалию, представляла собой объединение такого типа, которое постепенно размывалось в результате присоединения некоторых его членов к Европейскому экономическому сообществу (ЕЭС) и поэтапного устранения барьеров между ЕЭС и ЕФТА. Другим примером является Севсро-Американская зона свободной торговли (НАФТЛ).

Таможенный союз отличается от зоны свободной торговли тем, что его участники не только отменяют таможенные барьеры во взаимной торговле, но и унифицируют режим торговли с третьими странами, т.е. проводят здесь общую таможенную политику. Соответственно отпадает необходимость в таможенной службе на границах между странами союза. Европейское экономическое сообщество с момента своего возникновения в 1957 г. и вплоть до 1992 г. включало наряду с другими соглашениями таможенный союз. После окончания Второй мировой войны Бельгия, Нидерланды и Люксембург составляли таможенный союз вплоть до их вхождения в Общий рынок. Предпринимаются усилия по созданию таможенного союза между некоторыми из членов Содружества Независимых Государств, прежде всего Россией и Белоруссией.

Общий рынок, строго говоря, уже не относится к категории торговых блоков, а является следующей стадией экономической интеграции, когда члены таможенного союза снимают взаимные ограничения на перелив капиталов и рабочей силы. Несмотря на название, па деле европейский Общий рынок таковым не был вплоть до начала 90-х годов, поскольку страны-участницы еще сохраняли ощутимые ограничения на движение капиталов и рабочей силы. В 1972-1973 гг. к Европейскому сообществу, состоявшему из шести государств, подписавших в 1957 г. Римский договор, – Германии, Франции, Италии, Голландии, Бельгии и Люксембурга, – присоединились Дания, Ирландия и Великобритания, в 80-х годах – Греция, Испания и Португалия. В дальнейшем его членами стали Австрия, Финляндия, Норвегия, с 2004 г. еще 10 европейских государств, в том числе Польша, Чехия, Венгрия, Латвия, Эстония, Литва. Экономический союз предполагает формирование единого экономического пространства (как это присуще национальной экономике), в котором не существует никаких ограничений на переливы между странами-членами товаров, капиталов, рабочей силы, унифицированы внешняя и внутренняя экономическая, фискальная и социальная политика, а также соответствующее законодательство. В конечном счете становится возможным переход к единой валюте. С 1921 г. фактически в таком союзе находятся Бельгия и Люксембург, а с 1993 г., после подписания Маастрихтского договора, к нему поэтапно эволюционирует Европейский союз.

Интеграционные процессы в мировой экономике, протекающие в основном на региональной уровне, как показывает история последних десятилетий, набирают силу. Но нельзя не видеть, что одновременно наблюдается и распад единых государств и их общего экономического пространства, например Советского Союза, Югославии, Чехословакии. В основе разъединения лежат, правда, не столько экономические, сколько политические и этнические мотивы. Экономические последствия дезинтеграции, как правило, сугубо отрицательные. Нельзя исключать возможность расширения или преобразования существующих торгово-экономических блоков и союзов, однако маловероятно, что в будущем политика их создания потеряет свою актуальность.