Влияние политики на развитие мировой торговли

Рубрика : Развитие мировой торговли

Влияние политики на развитие мировой торговлиТрудно понять основные черты и особенности мирового рынка, не прибегая к анализу внешнеэкономической политики его участников. В развитии торговых отношений не все отвечает рациональному разделению труда. Политическая компонента нередко доминирует над непосредственно экономическими интересами и выгодами партнеров, и ее всегда следует иметь в виду.

Внешнеэкономическая политика вырабатывается государствами и их интеграционными союзами и объединениями. В соответствии с ее целями используются те или иные рычаги контроля за торговлей и воздействия на ее развитие. Хотя под влиянием процессов либерализации и глобализации компетенция государств в регулировании внешнеэкономических связей ограничивается, тем не менее в их руках еще сохраняются важные властные функции, способные стимулировать или ограничивать экспорт и импорт как товаров и услуг, так и капиталов, направлять их потоки и менять товарную структуру в соответствии с национальными интересами, а вернее, интересами правящих кругов.

Под государственной политикой обычно понимают идейные и целевые установки, а также действия стоящих у государственной власти лиц, направленные на создание благоприятных для страны экономических, социальных и внешних условий развития. Но могут преследоваться и более узкие цели, отвечающие интересам господствующего класса и расходящиеся с общенациональными. Политика, о которой идет речь, неотделима от власти, властных структур и механизмов, используемых для претворения ее в жизнь.

Если конкретизировать эти общие положения применительно к глобальной экономике, то целью политики государств являются обеспечение выгодных для страны в целом и ее хозяйственных субъектов условий торговли и кредитования, беспрепятственного выхода на внешние рынки, устранение всякого рода дискриминации, недопущение опасной и тем более кабальной зависимости от других стран, равноправное и взаимовыгодное участие в международных организациях и соглашениях. В зависимости от особенностей национальной экономики и территории речь может идти также об обеспечении падежных источников снабжения энергией, сырьем, продовольствием, удобных и дешевых транспортных путей и выходов к морю, возможностях приобретения новейшей техники и технологий, сдерживании или поощрении трудовой миграции и т.п.

Разумеется, формирование внешнеэкономической политики происходит не без влияния порой противоречащих друг другу интересов различных слоев общества, в частности экспортеров и импортеров данной страны. Но государство должно считаться также с нуждами и благополучием нации в целом, ее безопасности, с тем, что происходит в мире, что отвечает или наносит ущерб интересам торговых партнеров. Отечественные участники внешней торговли лоббируют выгодные им политические решения, не гнушаясь порой подкупом парламентариев или правительственных чиновников. Они пытаются влиять в своих интересах на общественное мнение через средства массовой информации.

Государства нередко прибегают к угрозам ответных мер на затрагивающие их интересы действия торговых партнеров, проталкивают выгодные для себя решения в международных организациях. Мудрость государственных политиков состоит в том, чтобы, не принося в жертву жизненные интересы своей страны, строить внешнеэкономическую политику па основе согласования интересов.

В распоряжении государств имеется разнообразный арсенал средств реализации внешнеэкономической политики. К ним в первую очередь относятся таможенные пошлины, ограничения ввоза и вывоза определенных товаров путем установления соответствующих количественных или стоимостных лимитов (контингентов), валютные ограничения, меры по регулированию валютного курса и различного рода обязательные правила совершения торговых и других сделок с зарубежными партнерами, а также те или иные технические, ветеринарные и прочие требования. Исторически наиболее действенным инструментом влияния на внешнюю торговлю долгое время оставались ввозные пошлины.