Глобальный экологический императив

Рубрика : Глобализация в базовых отраслях экономики

На место войн в качестве главного вызова безопасности стран и народов все более выдвигается не щадящий никого упадок окружающей среды. Он может стать опаснее любого внешнего врага, включая международный терроризм. Пока всеохватывающий процесс глобализации, революционных достижений в науке и технике порождает лишь глобальные экологические проблемы, но немного делает для их решения. Казалось бы, взаимозависимость стран и народов должна облегчать преодоление грозящей экологической катастрофы, но на практике сделаны только первые шаги.

В декабре 1997 г. на конференции в Киото (Япония), рассмотревшей глобальное изменение климата Земли, делегаты более 160 стран приняли конвенцию, обязывающую 38 индустриально развитых стран сократить к 2008-2012 гг. выброс углекислого газа на 5% от уровня 1990 г., причем для ЕС установлен более высокий процент 8%, а для США 7, для Японии 6%. Чтобы представить масштаб поставленной задачи, достаточно сказать, что в 1980 г. более 100 млн. т углекислого газа были выброшены в атмосферу на Восточном побережье Северной Америки, в Европе, СССР и Японии. Киотский протокол первое крупное экологическое соглашение, предусматривающее достижение поставленных целей с помощью рыночных инструментов. Он устанавливает систему квот на эмиссию парниковых газов, причем недоиспользуемые отдельными странами квоты могут быть выкуплены теми, кто их превышает.

К сожалению, претворение в жизнь достигнутых соглашений наталкивается на серьезные препятствия. США заявили о выходе из Киотского протокола, поскольку он наносит ущерб интересам их экономики. Индия и Китай, вносящие значительный «вклад» в загрязнение атмосферы, хотя и присутствовали в Киото, не подписали соглашения. Настороженность проявляют и развивающиеся страны, поскольку они считают главными виновниками загрязнения богатые страны и хотели бы на них возложить большие обязательства. Установление квот для себя они рассматривают как дополнительное препятствие в индустриализации.

Несмотря на тернистый путь согласования расходящихся интересов, присоединившиеся к Киотскому протоколу страны (156 на начало 2006 г.) продолжают усилия по его претворению в жизнь. Первоначальные договоренности о сокращении странами ЕС до 2012 г. выбросов парниковых газов на 8% по сравнению с 1990 г. едва ли будут выполнены. Однако продолжающееся потепление земного климата заставляет задуматься над тем, достаточны ли ранее намеченные цели. Чтобы избежать катастрофических последствий потепления, эксперты предлагают сократить выбросы вредных газов вдвое к 2050 г. Кроме того, все настойчивее встает вопрос об основании при ООН организации, которая бы выработала программу защиты окружающей среды и осуществляла мониторинг се выполнения.

Следует упомянуть и еще одну относящуюся к 1987 г, попытку предотвратить нежелательное воздействие человека на атмосферу. Большая группа стран договорилась сократить к 1999 г. использование озоноразрушающих веществ. Однако, чтобы полностью выполнить намеченные цели, участникам недостает солидарности. Что касается других глобальных экологических проблем, то здесь продолжаются дискуссии и не удается принять сколько-нибудь действенных коллективных мер. Многие исследователи приходят к выводу, что рыночные законы и требования всесторонней либерализации в принципе расходятся с задачами охраны окружающей среды. Их реализация требует государственного регулирования, создания международных институтов контроля и согласования интересов, других нерыночных механизмов принятия совместных мер. Словом, преодоление экологического кризиса невозможно без новых подходов к формам и методам экономической глобализации.

Pages: 1 2