Интеграция на постсоветском пространстве

Рубрика : Россия в мировой экономике

Инициативы последних лет исходят из концепции разноскоростной и разноуровневой интеграции. Другими словами, заинтересованные страны участвуют в региональном сотрудничестве на неодинаковых по степени интеграции и времени ее осуществления условиях. Одни идут на более продвинутые формы взаимодействия и объединения, другие подключаются лишь к их начальным стадиям. Сферы и темпы интеграции определяются в зависимости от желания и готовности участников. К таким моделям региональных объединений относятся Союзное государство России и Белоруссии, Евразийское экономическое сообщество и интеграционный проект «Единое экономическое пространство России, Украины, Белоруссии и Казахстана».

Реализация этих моделей, как и всех предшествующих интеграционных начинаний, сталкивается с привычными проблемами, свидетельствующими о глубоком расхождении между замыслами и практическим их воплощением в жизнь. Не столько несовпадение экономических интересов, сколько дефицит доверия и политические различия срывают декларированные планы. Правда, осознание участниками упомянутых интеграционных начинаний подлинных экономических интересов своей страны тоже порой неадекватно из-за идеологических пристрастий и отсутствия государственной мудрости.

Российско-белорусский союз достраивает зону свободной торговли, совершенствует совместные управленческие структуры, продвигается по пути перехода к общей валюте. На темпах рождения союза двух государств сказываются различия в самой последовательности его строительства. По мнению российской стороны, на первых этапах следует сосредоточить усилия на конкретных шагах по экономической интеграции, вести строительство снизу, закладывая фундамент. Другими словами, создавать совместные компании, налаживать производственную кооперацию, улучшать климат для российских инвестиций в белорусскую экономику и белорусских — в российскую, гармонизировать экономическое законодательство, вести дело к введению единой валюты. Белорусская сторона считает первоочередной задачей формирование и налаживание работы наднациональных органов союзного государства, чтобы бизнес имел гарантии стабильности складывающихся интеграционных отношений, находился под крышей политических структур. Перспективы нахождения компромиссов по спорным вопросам зависят главным образом от политической воли сторон.

Евразийское экономическое сообщество (НврЛзЭС) образовано по инициативе Казахстана в конце 2000 г., оно объединяет пять стран — Белоруссию, Казахстан, Россию, Киргизию и Таджикистан. Уже ранее, начиная с 1995 г., эти страны достигли определенного прогресса в создании таможенного союза. В 1999 г. они пошли дальше, подписав договор о таможенном союзе и едином экономическом пространстве. Учреждение ЕврАзЭС было призвано придать дополнительный импульс предшествующему процессу экономического сближения пяти стран.

Pages: 1 2