Картина, однако, выглядит совсем по-другому, когда речь идет об эффективности государственного управления экономикой и развитии важнейших рыночных институтов. Плачевное положение в этих областях выявили опросы 470 российских предприятий. По их результатам и был определен рейтинг России по соответствующим позициям. Доклад отмечает, что именно здесь надо искать объяснение фундаментальной проблемы российской экономики – неблагоприятного инвестиционного климата и стране, а следовательно, и недостаточного динамизма экономики. По этим критериям России отведено 75-е место в 2005 г. (70-е – в 2004-м), рядом с Марокко.
Каковы же самые тревожные позиции, обусловливающие нашу низкую глобальную конкурентоспособность? Рейтинг по этим позициям находится в диапазоне от 80-го до 101-го места из 117. Причем но сравнению с 2004 г. он, как правило, снизился на 5-10 мест. Вот наиболее характерные примеры. По степени развития финансовых рынков страна по сравнению с 2004 г. переместилась с 72-го на 86-е место, в оценке здоровья и надежности банков — с 91-го на 101-е место, по доступности получения кредитов — с 87-го на 91-е. Примерно такие же рейтинги и такое же их ухудшение приводятся в докладе по степени независимости правосудия, эффективности законодательства, защите прав собственности, надежности полиции и всей правоохранительной системы. О серьезных институциональных пороках, препятствующих повышению глобальной и отраслевой конкурентоспособности страны, свидетельствует, но мнению авторов доклада, положение дел в борьбе с коррупцией и организованной преступностью. По доле расходов бизнеса, вызванных ростом коррупции и организованной преступности, Россия находится соответственно на 101-м и 109-м месте, причем по отношению к 2004 г. откатилась на 9-13 позиций. Не радуют и оценки того, как влияют налоги на стимулирование труда и инвестиций, как доверяет общество политикам и как оно оценивает эффективность экономической политики, в том числе антимонопольной. И по этим критериям Россия в последних рядах списка из 117 стран. Например, по степени фаворитизма при принятии правительственных решений страна переместилась за истекший год с 85-го на 106-е место.
Даже делая поправку на субъективизм экспертов и погрешности методики, трудно отрицать, что проблемы, на которые они обращают снимание, существуют и требуют устранения. Если задача повышения конкурентоспособности ставится всерьез и надолго, то се нужно настойчиво решать. Без этого трудно обеспечить переход на новейшие технологии и снижение издержек производства, невозможно стать серьезными конкурентами в экспорте трудо- и наукоемкой продукции. Словом, от преодоления указанных пороков в российской экономической системе во многом, если не в решающей мере, зависит выход России в ряды наиболее динамично и успешно развивающихся стран мира.
Контрольные вопросы
- В чем заключаются различия между общественным разделением труда по роду деятельности и по территории?
- Как можно классифицировать общественное разделение труда по его видам?
- Какие главные факторы обусловливают международное разделение труда?
- Как влияют международные политические отношения на разделение труда между странами?
- Как Д. Рикардо объяснил возникновение экономии труда у торгующих стран, одна из которых уступает другой по производительности труда?
- Какие факторы определяют конкурентоспособность национальной экономики в глобальной системе торговли?
Pages: 1 2