Влияние конкуренции и монополий на мировые цены

Рубрика : Мировой рынок

Однако следует иметь в виду и другие последствия международной конкуренции. Укрупнение и сужение круга конкурирующих компаний создают предпосылки для договоренностей между ними по политике цен и другим вопросам. Влияние на мировые цепы олигополии, т.е. небольшого числа крупных фирм или ТНК, господствующих па рынке, можно проиллюстрировать па многих примерах. Вступая между собой в сговор тайный, неформальный либо оформленный картельным соглашением, производители договариваются об уровне цеп и объемах производства соответствующего товара. Существует серьезная опасность монополизации мировых рынков ряда товаров в результате слияния крупных ТНК одинакового профиля или приобретения ими предприятий-конкурентов.

К наиболее известным и долгое время успешно действующим картелям принадлежит ОПЕК — Организация стран экспортеров нефти, объединяющая 13 стран, в первую очередь арабские государства Персидского залива. Воспользовавшись кризисной ситуацией в международных отношениях и высоким, неэластичным спросом па нефть, ОПЕК в течение шестимесячного периода в 1973-1974 гг. взвинтила цену одного барреля нефти с 2,5 до 11 долл., а затем к началу 80-х годов довела эту цепу до 32-34 долл. В дальнейшем в результате наращивания добычи нефти вне картеля, бурного развития энергосберегающих технологий и внутренней эрозии картеля цена нефти существенно снизилась, но в 1999-2005 гг. почти вернулась в реальном исчислении к пику 80-х годов.

Низкая эластичность спроса па фосфаты (сырье для производства удобрений и моющих средств) позволила основным экспортерам фосфатов, возглавляемым Марокко (одна треть мирового рынка) и Тунисом, повысить в период 1972-1974 гг. цену в четыре раза. Деятельность созданной в

1974 г. Международной бокситовой ассоциации, объединившей главных поставщиков бокситов Австралию, Гвинею, Гайану, Ямайку, Суринам, стала во многом определять цены на этот товар.

Нет нужды доказывать, что доминирование на международном рынке одной монополии будет означать еще большую подверженность цен ее интересам и диктату. Классическим примером частной монополии является алмазный синдикат «Де Бирс», который долгое время эффективно контролировал до 80% рынка необработанных алмазов и фактически определял цепы на них. Но и он под давлением конкурентов вынужден сдавать свои позиции.

Как свидетельствует практика, монополии и олигополии в международном обмене продукцией и услугами нельзя считать прочными образованиями. Они размываются внутренними противоречиями и конкуренцией аутсайдеров, поэтому им, как правило, не удается слишком долгое время отклонять цены от естественной основы издержек производства. В конечном счёте глубинные закономерности движения цен заявляют о себе.

Pages: 1 2