Влияние конкуренции и монополий на мировые цены

Рубрика : Мировой рынок

Однако следует иметь в виду и другие последствия международной конкуренции. Укрупнение и сужение круга конкурирующих компаний создают предпосылки для договоренностей между ними по политике цен и другим вопросам. Влияние на мировые цепы олигополии, т.е. небольшого числа крупных фирм или ТНК, господствующих па рынке, можно проиллюстрировать па многих примерах. Вступая между собой в сговор – тайный, неформальный либо оформленный картельным соглашением, производители договариваются об уровне цеп и объемах производства соответствующего товара. Существует серьезная опасность монополизации мировых рынков ряда товаров в результате слияния крупных ТНК одинакового профиля или приобретения ими предприятий-конкурентов.

К наиболее известным и долгое время успешно действующим картелям принадлежит ОПЕК — Организация стран – экспортеров нефти, объединяющая 13 стран, в первую очередь арабские государства Персидского залива. Воспользовавшись кризисной ситуацией в международных отношениях и высоким, неэластичным спросом па нефть, ОПЕК в течение шестимесячного периода в 1973-1974 гг. взвинтила цену одного барреля нефти с 2,5 до 11 долл., а затем к началу 80-х годов довела эту цепу до 32-34 долл. В дальнейшем в результате наращивания добычи нефти вне картеля, бурного развития энергосберегающих технологий и внутренней эрозии картеля цена нефти существенно снизилась, но в 1999-2005 гг. почти вернулась в реальном исчислении к пику 80-х годов.

Низкая эластичность спроса па фосфаты (сырье для производства удобрений и моющих средств) позволила основным экспортерам фосфатов, возглавляемым Марокко (одна треть мирового рынка) и Тунисом, повысить в период 1972-1974 гг. цену в четыре раза. Деятельность созданной в

1974 г. Международной бокситовой ассоциации, объединившей главных поставщиков бокситов – Австралию, Гвинею, Гайану, Ямайку, Суринам, стала во многом определять цены на этот товар.

Нет нужды доказывать, что доминирование на международном рынке одной монополии будет означать еще большую подверженность цен ее интересам и диктату. Классическим примером частной монополии является алмазный синдикат «Де Бирс», который долгое время эффективно контролировал до 80% рынка необработанных алмазов и фактически определял цепы на них. Но и он под давлением конкурентов вынужден сдавать свои позиции.

Как свидетельствует практика, монополии и олигополии в международном обмене продукцией и услугами нельзя считать прочными образованиями. Они размываются внутренними противоречиями и конкуренцией аутсайдеров, поэтому им, как правило, не удается слишком долгое время отклонять цены от естественной основы издержек производства. В конечном счёте глубинные закономерности движения цен заявляют о себе.

Pages: 1 2