Эволюция товарной и географической структуры

Рубрика : Мировой рынок

Страны, объединяемые организацией Азиатско-Тихоокенского экономического сотрудничества (АТЭС), куда входят как крупные державы США, Япония, Китай, Россия, Австралия, так и средние и малые страны с разным уровнем развития, не создают друг для друга особых торговых преимуществ, но пытаются согласовывать свою политику в вопросах развития экономики и взаимных связей в данном регионе.

Создание предпочтительных условий экономических обменов и сотрудничества, прежде всего за счет демонтажа таможенных барьеров и рамках НАФТА, побудил США выступить с инициативой распространения зоны свободной торговли на оба американских континента, которую в апреле 2001 г. поддержали главы 34 государств, принявшие соответствующую декларацию в канадском городе Квебеке. Они высказались за образование к 2006 г. зоны свободной торговли обеих Америк. Однако реализация этих планов наталкивается на сдержанное отношение Бразилии, Венесуэлы, Боливии и Аргентины, которые опасаются доминирования в этой зоне США и Канады в ущерб менее развитым странам Латинской Америки.

Обе тенденции к глобализации и регионализации международной торговли наличествуют в современном мире. Их нередко считают противоречащими друг другу. Бесспорно, создание региональных торговых группировок означает известное обособление от общемирового процесса либерализации торговли. Но, с другой стороны, защищая себя от недобросовестных и приносящих ущерб действий более могущественных стран-конкурентов, участники региональных объединений усиливают свои позиции в глобальной системе торговли. Они получают возможность успешнее отстаивать свои интересы, добиваться равноправных и взаимовыгодных условий торговли. Поэтому тенденцию к регионализации правильнее оценивать не как антитезу глобализации, а как одну из форм ее проявления. Этот объективный процесс не лишен противоречий, и их столкновение лежит в основе его развития.

Эволюцию мирового рынка за последний век характеризовали глубокие сдвиги в товарной структуре торговли.

Как показывает данные таблицы, две главные группы товаров — топливно-сырьевые и готовые — поменялись местами. И эти структурные сдвиги продолжились в последующие годы. В начале прошлого века на первую группу приходилось без малого две трети, тогда как к его концу — всего одна четвертая, а доля готовой продукции, наоборот, поднялась с одной трети до трех четвертей. Эти перемены обусловлены в первую очередь бурным прогрессом техники и технологии, повышением уровня экономического развития большинства стран мира.

Pages: 1 2 3