Международные организации и институты торговой политики

Рубрика : Развитие мировой торговли

Заключительный Уругвайский раунд переговоров (1986-1993 гг.) в рамках ГАТТ ознаменовался важными договоренностями и преобразованием ГАТТ в ВТО. Было достигнуто согласие на значительное сокращение таможенных тарифов, о чем уже упоминалось выше. С середины 1995 г. 117 стран решили уменьшить свои пошлины в среднем на одну треть, а США и ЕС – наполовину. Кроме того, члены ГАТТ согласились заменить многие квоты на сельскохозяйственные товары импортными тарифами, которые легче сокращать и отменять. Япония и Республика Корея вынуждены были, хотя и неохотно, пойти на устранение запретительных барьеров на импорт риса. Удалось смягчить и такие широко практикуемые ограничения ввоза, как требование к иностранным фирмам, выпускающим свою продукцию на территории других стран, собирать готовые изделия в основном из деталей местного производства. Определенный прорыв произошел и в регулировании торговли интеллектуальной собственностью – патентами, лицензиями, авторскими и издательскими правами (copyrights), торговыми марками и т.д. Члены организации взяли на себя обязательства бороться с процветающим в ряде стран пиратством в использовании чужой интеллектуальной собственности на изобретения, печатную продукцию, аудио- и видеозаписи и требовать от своих фирм покупки лицензий на такую продукцию.

В результате Уругвайского раунда был сделан шаг вперед в смягчении нетарифных ограничений и запретов на приобретение услуг зарубежных фирм. Основные страны -поставщики услуг, прежде всего США, начиная с 1970 г. ставили в ГАТТ вопрос о либерализации торговли услугами. В конце концов им удалось в ходе переговоров добиться заключения в 1994 г. Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС). В нем определялась специфика применения некоторых основополагающих принципов ГАТТ, например режима наибольшего благоприятствования к торговле услугами.

Развивающиеся страны — главные импортеры услуг долгое время справедливо опасались засилья на их внутренних рынках могущественных американских и европейских ТНК, в первую очередь банковских и страховых. Компромисс, облегчивший заключение соглашения, состоял в предоставлении развивающимся странам более либерального режима для экспорта их рабочей силы в обмен на более свободный доступ в эти регионы иностранных инвестиций в сферу услуг. Развитым странам пришлось взять на себя более серьезные обязательства по либерализации торговли услугами, чем другим. Все участники соглашения пошли на освобождение от ограничений иностранного туризма, юридических и бухгалтерских услуг.

Однако США не удалось обеспечить себе свободный доступ на рынки финансовых и банковских услуг в других странах, к чему они настойчиво стремились. Они также не преуспели и в устранении барьеров в продвижении своих фильмов, телевизионных развлекательных программ, аудио- и видеозаписей в другие страны, прежде всего европейские. Партнеры США не готовы отказаться от установления доли отечественной продукции в кинопрокате и на телевидении, повышенных налогов на билеты па зарубежные фильмы, от государственных субсидий своим продуцентам таких услуг. ЕС защищает сферу своей культуры от американских конкурентов не только из коммерческих соображений, но и заботясь о сохранении национального наследия и традиций.

За годы после подписания ГАТС удалось согласовать и ввести в действие в 1998 г. протокол к этому соглашению о торговле телекоммуникационными услугами, который обязывает страны обеспечивать беспрепятственный доступ к основным сетям и услугам связи общественного характера па разумных и ^дискриминационных условиях. Это можно рассматривать как некую компенсацию за неудачи США в проталкивании ряда других предложений по более всесторонней либерализации торговли услугами.

Вообще, договариваться о сокращении тарифов оказалось значительно проще, чем об устранении нетарифных барьеров, которые, например, в регулировании торговли услугами не имеют альтернативы. Участникам ВТО пришлось даже легализовать применение средств нетарифного административного регулирования при наличии некоторых особых обстоятельств. Оправданием могут служить политические соображения, например защита национальной безопасности или охрана окружающей среды, тяжелое экономическое положение и кризисное состояние платежного баланса, недобросовестная конкуренция иностранных экспортеров, наконец, добровольное согласие сторон. Разумеется, ссылка на возникновение особых обстоятельств может стать искусственным оправданием нетарифных мер защиты против нежелательной конкуренции извне. Показательно в этом отношении поведение США и ЕС, которые упорно сопротивляются требованиям многих членов ВТО смягчить не всегда обоснованные антидемпинговые процедуры, наносящие им немалый ущерб.

Pages: 1 2 3