Международные организации и институты торговой политики

Рубрика : Развитие мировой торговли

Контроль за соблюдением согласованных правил и правовых норм международной торговли составляет важнейшую функцию Всемирной торговой организации. Учреждение ВТО расширило возможности коллективного регулирования мировой торговли, так как у нее появились не только дополнительные полномочия, по сравнению с ГАТТ, но и более действенная и разветвленная институциональная структура. Она включает, помимо созываемой раз в два года конференции министров, Генеральный совет, комитеты – по урегулированию разногласий и по пересмотру торговой политики. К вспомогательным органам относятся ряд советов по услугам, товарам, торговым аспектам защиты прав на интеллектуальную собственность, а также комитеты по бюджетным вопросам и по торговле и развитию.

Россия подала заявку на вступление в ВТО и ведет переговоры о приемлемых условиях своего членства. В связи с многочисленными социальными и экономическими трудностями многие предъявляемые этой организацией требования таможенного разоружения способны еще более усугубить переживаемые страной беды. Что касается преимуществ от предоставления режима наибольшего благоприятствования и возможности влиять на выработку правил международной торговли, то они могут оказаться значительно скромнее ожиданий. Хотя политически России важно получить статус члена ВТО и участвовать в ее деятельности, она не должна приносить в жертву интересы своей экономики. Поэтому процесс ее принятия осложнен тяжелыми и длительными переговорами.

В последнюю четверть прошлого века возник еще один важный институт влияния на мировую политику, в том числе экономическую. Это регулярные ежегодные встречи глав семи ведущих мировых держав – США, Японии, Германии, Великобритании, Франции, Италии и Канады. На «большую семерку» приходится четверть мирового ВВП, около половины производимой в мире промышленной продукции и услуг, две трети прямых зарубежных инвестиций. Она жизненно заинтересована в стабильном развитии мировой экономики и располагает для достижения этой цели реальными возможностями. Первая встреча «большой семерки» состоялась в 1975 г. в Рамбуйс под Парижем, а затем переговоры проходили в других странах. Во время президентства В.В. Путина Россию стали приглашать на совещания глав семи государств для обсуждения вопросов международной политики, а затем она получила статус восьмого постоянного участника. Правда, удельный вес России в мировой экономике и торговле пока недостаточен, чтобы не только влиять на выработку общей политики, но и участвовать в ее проведении в жизнь.

Совещания «большой восьмерки? имеют консультативный характер, и достигаемые договоренности, строго говоря, не обладают юридической силой. Но тем не менее оценки и рекомендации, отражаемые в заключительных коммюнике, во многом определяют международный политический и экономический климат. На этом форуме определяется политика в отношении острых международных проблем, например стабилизации мировой валютной системы и курсов основных валют, обеспечения энергией, прежде всего нефтью и газом, обуздания инфляции, задолженности развивающихся стран, мер по стимулированию экономической активности в развитой части мира и отведению роли «локомотивов» в этом процессе тем или иным державам и группировкам. Обсуждаются меры противодействия загрязнению окружающей среды, отмыванию денег, торговле наркотиками и т.д.

В глобальных вопросах валютного и кредитного регулирования немалую роль играют Международный валютный фонд и Мировой банк, о которых речь пойдет при анализе системы международных расчетов, кредитных отношений. В связи с рассмотрением остро стоящих для многих стран проблем погашения кредитной задолженности будут затронуты функции Парижского клуба (государственные обязательства) и Лондонского клуба (обязательства частного сектора). В рамках этих международных институтов удается договариваться об условиях урегулирования долгового бремени, с которым многие страны не справляются.

В рамках ООН существуют специальные организации и программы, которые занимаются анализом экономического развития отдельных регионов мира, сфер мировой экономики и социальной жизни человечества. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), объединяющая промышленно развитые страны, ведет соответствующую аналитическую работу применительно к этой группе стран. Рекомендации и выводы всех перечисленных международных органов в той или иной степени влияют на внешнеэкономическую политику государств.

Pages: 1 2 3