Роль государственного субсидирования в международной торговле

Рубрика : Развитие мировой торговли

Примерно в то же время страны ЕС стремились по дешевке распродать за рубежом излишки масла и сыра. Важно было избавиться от непомерных запасов этих продуктов, длительное хранение которых в морозильниках требовало затрат, сравнимых с их стоимостью.

Словом, в отношении основных видов продукции сельского хозяйства развитые страны проводят протекционистскую политику, защищая своих производителей с помощью субсидий, по одновременно и высоких импортных пошлин. Это приводит к тому, что внутренние цены продовольствия существенно превосходят экспортные. Особенно велика степень защиты фермеров в Японии, где в 70-х годах внутренние цены пшеницы почти втрое, риса вдвое, говядины па 30% превышали мировые. В ФРГ пшеница стоила на 50%, говядина на 40%, а сахар на 80% дороже, чем на внешних рынках. Несколько слабее охраняла интересы своих фермеров Великобритания.

Что касается развивающихся стран, то их политика, как правило, направлена на защиту импортозамещающих отраслей, которым предоставляются налоговые и другие льготы, а экспортные отрасли по большей части служат источником фискальных доходов. Поэтому далеко не везде аграрные производители и экспортеры получают поддержку. Например, Аргентина облагает налогом экспортеров пшеницы, говядины и шерсти, но покровительствует производителям хлопка. Внутренние цепы продовольствия в этой группе стран, как правило, на 21-40% ниже мировых. Это объясняется, наряду с прочим, низким уровнем жизни и соответственно платежеспособным спросом. Таким образом, чем богаче страна, тем сильнее проявляется протекционистская защита сельского хозяйства, и, наоборот, бедные страны не возводят высоких преград на пути импорта продовольствия.

К сожалению, Россия в результате своих радикально-либеральных реформ лишила сельское хозяйство поддержки и защиты, сделав его абсолютно неконкурентоспособным по сравнению с субсидируемым аграрным сектором западных стран. Российский рынок оказался наводненным дешевым импортным продовольствием, доля которого в отдельные годы достигала 50% суммы продаж. Собственное производство пришло в еще больший упадок, чем это было до реформ. Страна попала в опасную для ее суверенитета и безопасности зависимость от внешнего мира.

Если в отношении сельскохозяйственной продукции субсидирование производителей и экспортеров осуществляется более или менее открыто, так как допускается правилами ВТО, то при экспорте многих других товаров государства прибегают к менее прозрачным способам поддержки. В целом ее значение относительно скромно. Так, в обрабатывающей промышленности развитых стран она оценивается в пределах 1% стоимости продукции, по для отдельных товаров и компаний достигает ощутимых размеров. При этом способы обхода ВТО могут быть очень разнообразными.

Один из них — предоставление займов под льготные проценты. Американский Экспортно-импортный банк (Эксим-банк), например, предоставлял дешевые кредиты отечественным экспортерам и их зарубежным партнерам, но не американским импортерам и их поставщикам, что подмочило его репутацию. Большинство субсидированных кредитов Эксимбанка доставались крупным американским компаниям и их иностранным клиентам. Так, компания «Боинг», пользуясь этими финансовыми вливаниями, обеспечивала себе выгодные заказы от зарубежных авиакомпаний и имела возможность осуществлять дорогостоящие проектно-конструкторские работы. Европейский конкурент «Боинга» – международный консорциум «Эрбас» – также получал от Франции, Германии и других государств-участников ощутимую финансовую поддержку в различных формах. Конфликт «Боинга» и «Эрбаса» – главных конкурентов, производящих гражданские авиалайнеры, и их обращение в 2005 г. за его разрешением в ВТО были вызваны как раз использованием ими такого рода государственной поддержки. Япония, по оценкам некоторых исследователей, частично субсидировала в 1955-1990 гг. горную, металлургическую и текстильную промышленность, а также машиностроение и некоторые другие отрасли.

Среди скрытых способов поддержки и стимулирования государствами своих экспортеров можно упомянуть налоговые послабления, предоставление льготной информации и результатов осуществленных за государственный счет научных исследований, содействие в рекламировании соответствующих товаров за границей, в получении экспортных заказов и т.д. Налоговыми льготами в Японии пользовались помимо горной и текстильной промышленности также химия, нефтепереработка. Выявить и количественно оценить получаемые в результате этого конкурентные преимущества весьма непросто. Но, несомненно, они важны для достижения целей внешнеэкономической и структурной политики. Имея за спиной правительства, оплачивающие часть расходов и рисков и предоставляющие дипломатическую опеку, экспортеры с большим успехом могут завоевывать внешние рынки.

Pages: 1 2 3