Условия торговли

Рубрика : Мировой рынок

Кроме того, рост цеп на готовую продукцию нередко обусловливается непрерывным улучшением ее потребительских свойств, что требует от производителя дополнительных затрат. По мере роста жизненного уровня населения спрос смещается в сторону более качественных и соответственно более дорогих товаров. Поэтому, например, автомобиль или станок, поставлявшийся па внешний рынок 10-15 лет тому назад, не всегда сопоставим с современными их марками, его обычно не отражает статистика, тогда как в отношении качества топливно-сырьевых товаров ощутимых изменений не происходит и па этом основании их удорожание не может быть оправдано. Словом, индексы экспортных и импортных цен способны искажать реальные изменения условий торговли.

Вместе с тем в ряде случаев имеются основания для сомнений в том, насколько обмен товарами эквивалентен и справедлив. Так, в развивающихся странах возникают вполне современные предприятия, чаще всего как филиалы ТНК, где и технический уровень, и организация производства, и производительность, и квалификация труда работников сравнимы с развитыми странами. Однако оплата труда намного ниже, поскольку она определяется общим уровнем развития и примитивными стандартами потребления в отсталых странах. При экспорте товаров, производимых такими предприятиями, овеществленный в этих товарах труд продается дешевле, чем стоит труд сравнимого качества в индустриальных государствах. Это приносит дополнительные прибыли ТНК и может рассматриваться как проявление неэквивалентного обмена.

Но существуют и другие причины неэквивалентности, порождаемые деформацией нормальных рыночных отношений и несовершенством конкуренции, когда условия торговли искажаются монополизмом продавца или покупателя. И такие монополии или олигополии обычно представлены фирмами крупных индустриальных держав, тогда как экспортеры и импортеры из развивающихся стран не столь крупны и сплоченны, чтобы отстоять свои интересы. Сокращая спрос на импортное сырье в результате внедрения ресурсосберегающих технологий или синтетических материалов, развитые государства могут влиять на понижение цеп и изменять в свою пользу условия торговли. С другой стороны, сдерживая экспорт некоторых готовых товаров, они способны добиваться выгодных для себя Цен.

Ценовые преимущества дает обладание новейшими технологиями, когда они не получили еще широкого распространения и позволяют фирмам-пионерам запрашивать цены, не боясь конкуренции. Это относится не только к оборудованию, по и к ноу-хау, техническому содействию, разного рода услугам в сфере информации, рекламного дела, новейших коммуникаций, банковского и страхового дела.

Словом, ценообразование в мировой торговле не свободно от целого ряда изъянов, которые отражаются па экономических интересах отдельных участников и порой порождают достаточно острые конфликты между ними. Борьба со всеми видами протекционизма, составляющая одну из Целей Всемирной торговой организации (ВТО), способствует развитию конкуренции, по не решает основной проблемы — неравенства экономической мощи стран и использования силы для получения односторонних преимуществ. Именно поэтому многие специалисты считают, что нынешний этап экономической глобализации требует дополнения рыночного регулирования мерами по координации политики и действий государств, ТНК и международных организаций в целях устранения негативных последствий, которые порождают рыночные свободы и погоня за максимальными прибылями.

Pages: 1 2 3