Финансовые аспекты внешнеэкономических отношений России

Рубрика : Трансформация российской экономики

На российском рынке акций наблюдалась общая тенденция к снижению котировок, однако во второй половине декабря 2004 г. наметилась тенденция к росту котировок акций. По итогам декабря 2004 г. основные российские фондовые индексы снизились, но темпы их снижения были ниже, чем в предыдущие месяцы. На рынке корпоративных и региональных облигаций в декабре 2004 г. также преобладала понижательная динамика котировок ведущих корпоративных облигаций RUX — Cbonds и индекса котировок субфедеральных и муниципальных облигаций Cbonds – Muni. Однако российский рынок на фоне мировых стандартов пока еще недостаточно развит, существенно уступает большинству зарубежных рынков по основным показателям, права и иностранных, и отечественных портфельных инвесторов плохо защищены.

Другая возможность привлечения иностранных портфельных инвестиций – выход российских компаний со своими облигациями, американскими и глобальными депозитарными расписками на акции на зарубежные фондовые рынки. В то же время успешность данной стратегии внешнего финансирования отечественных предприятий решающим образом зависит от устойчивости и предсказуемости обменного курса национальной валюты.

Еще один источник зарубежного финансирования реструктуризации отечественного производства — привлечение иностранных кредитов (одна из основных позиций в составе прочих инвестиций). Этот вопрос имеет существенную актуальность для экономики России, поскольку осуществление экономических реформ в стране осложняется наличием большого внешнего долга.

Подходя к вопросу внешней задолженности с позиций экономической теории, нельзя не отметить, что иностранные займы при эффективном использовании поступающих средств могут быть важным фактором развития, хотя и предполагают погашение суммы кредита и выплату процентов. Использование внешнего кредитного финансирования может быть действенным инструментом реформирования экономики страны, в которой отсутствует, достаточный объем внутренних инвестиционных ресурсов. В то же время поступление зарубежного ссудного капитала влияет на основные макроэкономические показатели и обменный курс национальной валюты, создает нагрузку на государственный бюджет и, таким образом, воздействует на всю систему национального воспроизводства. В случае привлечения иностранных займов и их неэффективного использования, когда доходы от применения. данных финансовых ресурсов не покрывают затраты по обслуживанию займов, стране рано или поздно будет угрожать долговой кризис.

Внешняя задолженность Российской Федерации начинается с принятия на себя обязательств по долгу бывшего СССР. Кроме. того, за 1990-е гг. к унаследованному внешнему долгу бывшего Советского Союза добавились накопленные собственно российские долговые обязательства по отношению к загранице. По данным Банка России, на 1 января 2002 г. совокупная российская, внешняя задолженность составила 150,9 млрд долл., на 1 января, 2004 г. – 185,7 млрд, на 10 октября 2004 г. – 192,1 млрд долл.; за январь-сентябрь 2004 г. внешний долг РФ возрос, на 6,4 млрд долл. При этом собственно российский внешний долг особенно быстро возрастал в период 1993-1998 гг. и достиг пика’ накануне финансового кризиса в 1998 г. После 1998 г. внешний’, долг сокращался, основными причинами этого стали непривлечение новых займов на федеральном уровне и погашение старых,. долгов. Однако в это же время увеличивалась величина обязательств по отношению к загранице частного сектора, что объясняется недостатком кредитных ресурсов, а также неразвитостью финансового рынка внутри страны. Среди частных заемщиков основную роль играют крупные предприятия нефинансового сектора экономики страны, а самым крупным должником является РАО’ «Газпром» с внешним долгом около 12 млрд долл. В декабре 2004 г. выплаты по валютному долгу Правительства РФ (кроме платежей’ Минфина России Банку России) составили 0,8 млрд долл., из них 0,4 млрд долл. — по основному долгу и примерно столько же по процентам. Выплачивался долг по кредитам международных финансовых организаций (в основном МВФ и МБРР), по двусторонним кредитам РФ, по еврооблигациям. Выплаты по долгу бывшего СССР были незначительными. В общей сложности в 2004 г. было выплачено 12,8 млрд долл., из них 7,2 млрд долл. — по основному долгу и 5,6 млрд долл. — по процентам. В целом выплаты производились в соответствии с установленным графиком.

Pages: 1 2 3 4