Финансовые аспекты внешнеэкономических отношений России

Рубрика : Трансформация российской экономики

В конце прошлого века (в 1998 г.) Россия являлась одним из крупнейших должников МВФ с объемом задолженности около 21 млрд долл. Однако с того времени, не совершая новые заимствования у Фонда, РФ ежегодно погашает свой долг в соответствии с оригинальным графиком (иногда и опережая его). В результате МВФ в настоящее время по отношении к России выполняет только консультационные функции.

Применительно к России можно говорить о перманентном долговом кризисе в период времени с начала 1990-х гг. и вплоть. до 1998 г., свидетельством которого стала периодически предоставляемая западными кредиторами реструктуризация основной суммы долга, прежде всего унаследованного от СССР, и платежей по, нему. В 1998 г. кризис внешней задолженности стал частью общего; финансово-экономического кризиса в стране и приобрел внешнюю, форму своего проявления (затронув не только обязательства сектора, госуправления перед заграницей, но и обязательства частного сектора). Причиной внешнего долгового кризиса можно считать/ неконкурентоспособность национальной экономики, оказавшейся в то время не в состоянии воспроизводить в рыночных условиях; достаточные доходы для устойчивого развития страны. Внешние финансовые средства использовались неэффективно, привлекались в основном для покрытия дефицита государственного бюджета, финансирования текущих бюджетных расходов, т.е. шли на текущее потребление, а не на инвестирование. В отличие от дан-: ной практики эффективное использование внешних кредитов предполагает увеличение инвестиций в масштабах всей экономики и рост поступлений в государственный бюджет вследствие повышения деловой активности.

Мировой опыт свидетельствует о различных способах урегулирования внешней задолженности. К ним относятся: реструктуризация внешнего долга (например, согласно плану Брейди для стран Латинской Америки в 1980-х – начале 1990-х гг., в соответствии с условиями Парижского клуба кредиторов для стран, обремененных внешним долгом и имеющих низкий уровень социально-экономического развития); различные схемы конверсии долговых обязательств, в числе которых обмен долга на акции, на товарные поставки, на новый долг, но с измененными условиями (например, секъюритизация задолженности), на обязательства по выполнению определенных экологических требований. Данные методы управления внешней задолженности были взяты Россией на вооружение. Так, использовалась реструктуризация со списанием части советской задолженности. Например, в 2000 г. Лондонский клуб кредиторов пошел на списание 37,5% от суммы долга и переоформление оставшейся величины задолженности в 30-летние еврооблигации на сумму около 18 млрд долл. В отношении долга бывшим социалистическим странам — членам СЭВ частично используется метод погашения обязательств товарными поставками, например, за период 2000-2002 гг. Россия осуществила такие поставки на сумму около 3 млрд долл.

Дополнительным фактором, осложняющим преодоление трансформационного кризиса в России и закрепление устойчивого экономического роста, а также отражающим неблагоприятность инвестиционного климата в стране, стал неофициальный отток капитала за границу (бегство капитала). Одна из доминирующих целей нелегального вывоза капитала — уклонение от налогов. Существуют различные схемы, используемые для вывода финансовых средств за рубеж: невозвращение в страну части валютной выручки, перевод денег под фиктивные импортные контракты,» манипулирование ценами и условиями оплаты экспортных поставок и др. По данным Банка России, отток капитала существенно не уменьшился даже в 2000-2001 гг. — после начала экономического роста в стране (см. диаграмму на рис. 13.2). Всего же за 10 лет реформ бегство капитала из России составило, по оценкам различных экономистов, от 160 млрд до 240 млрд долл.

Неофициальный, нелегальный отток капитала за границу следует отличать от вывоза капитала, официально отражаемого в платежном балансе страны. Если в случае официального вывоза капитала речь идет о прямых инвестициях за рубеж (2,6 млрд долл. в 2001 г. по данным Банка России), то это, как правило, закономерное проявление транснационализации российского капитала как необходимой составной части участия национального хозяйства в глобальной экономике. Вывоз российского капитала в такой форме может быть необходим для укрепления позиций российских компаний на зарубежных рынках, создания их зарубежных филиалов для использования благоприятных условий в стране вложения капитала либо для преодоления внешнеторговых барьеров, расширения производственного сотрудничества с зарубежными фирмами и т.д.

Чистый вывоз капитала частного сектора составлял: в 2000 г. — 24,8 млрд долл., в 2001 г. — 15,0 млрд, в 2002 г. — 8,1 млрд, в 2003 г. – 1,9 млрд, в I—I I I кварталах 2004 г. – 18,2 млрд долл.

За девять месяцев 2004 г. вывоз российского капитала частным сектором российской экономики увеличился более чем на 40%, чистый вывоз капитала банковским сектором – в 1,9 раза {составив 6,4 млрд долл.). Вместе с тем объем прямых и портфельных инвестиций, направленных сектором нефинансовых предприятий за границу, сократился почти на треть — до 5,7 млрд долл. (8,2 млрд долл. в январе-сентябре 2003 г.). В результате всех; операций частного сектора чистый вывоз частного капитала из страны в январе-сентябре 2004 г. по сравнению с аналогичным предыдущим периодом увеличился в 5 раз. Согласно оценке,: чистый вывоз капитала частным сектором российской экономики в 2004 г. составил 7,8 млрд долл. ( в 2003 г. — 1,9 млрд долл.).

Pages: 1 2 3 4