Глобальная роль транспорта и электронных коммуникаций

Рубрика : Глобализация в базовых отраслях экономики

К концу 90-х голов грузооборот авиационного транспорта достиг 293 млрд. ткм, в том числе в международном сообщении — 189 млрд., число перевозимых пассажиров — 2244 млн. человек, включая 1252 млн. на международных линиях. Воздушным транспортом перевозится более 10% мирового товарооборота по стоимости. Как правило, это грузы, требующие быстрой доставки и обладающие высокой стоимостью па единицу веса. Авиационный транспорт далеко еще не исчерпал свой потенциал развития, хотя определенные пределы уже видны. Их ставят сильное загрязнение им окружающей среды, конкуренция высокоскоростного железнодорожного транспорта, а также сравнительно высокая стоимость перевозок, возрастающая с увеличением скоростей и безопасности полетов.

В период с 2004 но 2023 гг. авиакомпаниям, по мнению специалистов «Эрбас», потребуется свыше 17 300 новых магистральных пассажирских и грузовых самолетов общей стоимостью 1,9 трлн. долл., чтобы удовлетворить возрастающий ежегодными темпами в 5-6% спрос па их услуги. Суммарный объем пассажирских перевозок, оцениваемый для 2023 г. в 9 трлн. пассажиро-километров, будет распределяться примерно в равных долях между Европой, Азиатско-Тихоокеанским регионом и Северной Америкой. При этом подавляющую часть перевозок сосредоточат у себя крупнейшие аэропорты мира. Это Лондон, Франкфурт и Париж в Европе; Чикаго, Даллас и Атланта в США; Токио, Сингапур и Гонконг в Азии.

Железнодорожному транспорту в международном сообщении принадлежит по объему перевозок далеко не главное место, по крайней мере на дальних расстояниях. Он дороже морского транспорта, но, с другой стороны, в далеких внутриконтинентальных перевозках без пего трудно обойтись. Правда, оп испытывает конкуренцию со стороны авиационного транспорта на больших расстояниях и автомобильного — па малых и средних дистанциях, а также трубопроводного — в отношении жидких грузов.

Период бурного расцвета железнодорожного транспорта остался позади. Его общий грузооборот неуклонно сокращается: за последние три десятилетия прошлого века во всем мире он упал с 5872 до 4053 млрд. ткм. Меняются его функции: часть пассажирского потока, срочную почту и ценные грузы взяла на себя авиация, около половины пассажиров и немалая часть грузов перешли к автотранспорту, который обладает большей маневренностью и гибкостью, особенно когда речь идет о небольших партиях товаров и количествах людей и не слишком утомительных маршрутах.

Нельзя сказать, что технический прогресс последних десятилетий вызвал революционные перемены в работе железнодорожного и автомобильного транспорта. Но тем не менее его результаты заметны и благотворны- Строятся новые автомобильные и железнодорожные магистрали и модернизируются старые с использованием последних достижений техники, увеличивается пропускная способность дорог, они оснащаются современными средствами регулирования движения и обеспечения безопасности. Железнодорожные линии электрифицируются, растут скорости движения поездов. Увеличивается протяженность скоростных магистралей, способных конкурировать с авиацией. Улучшаются технические и эксплуатационные характеристики локомотивов и подвижного состава. В зависимости от характера грузов происходит специализация вагонного парка, но главное — широко внедряются контейнерные перевозки. Грузовой автомобильный парк быстро пополняется за счет контейнеровозов и трейлеров, сравнимых по размерам и грузоподъемности с железнодорожными вагонами. Все это и ускоряет, и удешевляет перевозки, а пассажирам предоставляет дополнительный комфорт.

Pages: 1 2 3 4 5