Коллективные валюты

Рубрика : Механизмы международных расчётов

Стоимость евро приравнивалась к стоимости ЭКЮ в соотношении 1:1, и в ее основу была положена согласно имеющейся практике «валютная корзина». На время перехода к единой валюте курсы национальных валют к евро фиксировались на неизменном уровне. Таким образом, в рамках еврозоны осуществлялся первоначальный принцип МВФ -стабильность курсовых соотношений. Если курс евро к национальным валютам оставался в период параллельного обращения валют неизменным, то его отношение к доллару определяли рыночные факторы.

Единая валюта требовала создания соответствующего международного института, который обеспечивал бы се нормальное функционирование, стабильность, обратимость, беспрепятственность использования во внутренних и международных расчетах. Для этого была образована Европейская система центральных банков (ЕСЦБ), состоящая из Европейского центрального банка (ЕЦБ) и национальных центральных банков (НЦБ). Она включает и центральные банки государств ЕС, не перешедших пока на единую валюту (Великобритании, Дании, Греции и Швеции), но имеющих консультационный статус. ЕСЦБ пользуется независимостью, ни институты ЕС, ни правительства стран-членов не имеют права вмешиваться в ее деятельность. Национальные банки служат не только дополнением, но и неким противовесом наднациональному ЕЦБ.

Уставный капитал ЕЦБ в размере 5 млрд. евро образован из вкладов национальных банков в соответствии с удельным весом их стран в совокупном ВВП и численностью населения. По той же схеме НЦБ передают ЕЦБ свои валютные резервы па общую сумму 50 млрд. евро.

Во главе всей европейской объединенной банковской системы находится Совет управляющих, включающий не только верхушку ЕЦБ, но и главных лиц национальных центральных банков. Назначение функционеров ЕЦБ, образующих его исполком, происходит на встречах глав правительств государств-участников по предложению и с согласия органов Европейского союза.

Функционирование ЕСЦБ предполагает разделение функций между ЕЦБ и НЦБ в осуществлении денежно-кредитного и валютного регулирования, а также надзора и контроля за банковской системой в зоне евро. Если НЦБ призваны в основном заниматься контролем за денежной массой и динамикой цен, то ЕЦБ ответственен в первую очередь за курсовую политику в отношении евро и контроль за процентными ставками. Он наделен правами оперативной деятельности на валютных и финансовых рынках. Вырабатывая политику и принимая ответственные решения, ЕЦБ должен привлекать руководителей национальных центральных банков, консультироваться с ними, причем вес голосов той или иной страны пропорционален ее вкладу в капитал ЕЦБ. Несогласное меньшинство обязано подчиниться решению большинства. Понятно, что наиболее влиятельными и авторитетными участниками в упомянутых органах являются представители ФРГ, доля которой в уставном капитале равна без малого 25%.

До последнего времени не было прецедента появления полноценной и признанной мировым рынком валюты, за которой стоит не мощная государственная машина, а межгосударственные институты, хотя и наделенные рядом надгосударственных полномочий. В этом известная слабость евро, поскольку интересы стран не всегда совпадают, сохраняются различия в их внутренней экономической политике, что осложняет выработку единой линии. Тем не менее евро имеет перспективу стать существенным инструментом глобальной экономики, поскольку опирается на объективные интеграционные процессы в Европе.

Можно было бы еще упомянуть неудавшуюся попытку введения коллективной валюты в отношениях между странами, входившими в Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ, 1949-1990 гг.). В рамках совета был создан механизм многостороннего клиринга с расчетной единицей переводным рублем и учрежден международный банк, который должен был осуществлять перевод денег со счета одной страны на счета других стран — членов СЭВ. Однако многосторонние расчеты не получили развития, поскольку отсутствовали экономические предпосылки для этого. Переводной рубль не конвертировался в твердые валюты, и даже его конверсия в национальные валюты создавала сложные проблемы и порождала споры между участниками. Не существовало в рамках СЭВ и подлинного общего рынка; он распадался на двусторонние сегменты, в которых цены па одни и те же товары часто различались, а согласованные планы товарных поставок обеспечивали зачет встречных платежей на двусторонней основе. Словом, из расчетно-учетной единицы, привязанной к доллару, переводной рубль так и не превратился в международную валюту, и к концу существования СЭВ его члены решили перейти на торговлю и расчеты в свободно конвертируемых валютах.

Pages: 1 2 3 4 5