Обеспечение стран энергетическими ресурсами

Рубрика : Глобализация в базовых отраслях экономики

Среди основных нефтедобывающих и нефтеэкспортирующих стран на первом месте стоят страны Персидского залива (до 40% мирового экспорта нефти), затем следуют Россия и государства СНГ (10%), Западная Африка Нигерия, Габон, Конго, Ангола (8%), Южная и Центральная Америка Венесуэла и др. (7%), Мексика (4%), Северная Африка Алжир, Ливия (6%), Азиатско-Тихоокеанский регион Индонезия и др. (6%). Опыт последнего времени свидетельствует, что многие из добывающих нефть государств находятся либо в зоне политических и военных рисков, как, например, страны арабского мира, в первую очередь Ирак, Иран, Ливия, либо оказываются охваченными финансово-экономическими кризисами (Индонезия), либо подвержены и тому, и другому. Это грозит дезорганизацией нефтяного рынка и нарушением жизненно важных каналов снабжения нефтью. Мир испытал уже один опасный нефтяной кризис в 1973 г. и не хотел бы его повторения.

Оградить себя от подобных рисков или уменьшить их импортеры пытаются, диверсифицируя источники снабжения, а также с помощью дипломатических и других акций, способствующих контролю за положением дел в странах риска. Проблема надежного обеспечения нефтью сегодня, как и в начале прошлого века, оказалась в огромной зависимости от политической и военной ситуации в регионе Персидского залива и характера взаимоотношений остального мира со странами этого региона.

На протяжении вековой истории этих взаимоотношений происходило немало драматических событий. После поражения Германии в Первой мировой войне и утраты ею контроля над «Ирак петролеум» нефтяные компании стран-победительниц сформировали «картель семи сестер» из американских корпораций «Стандарт ойл», «Мобил», «Стандарт ойл оф Калифорния», «Тексако», «Галфг», английской «Бритиш петролеум» и англо-голландской «Ройял Датч Шелл». Картель установил фактическую монополию на разведку и добычу нефти в ведущих регионах мира, причем США, Великобритания и Франция провели «красную черту», за которую не допускались нефтяные компании других стран. Помимо добычи в руках картеля оказались также транспортировка, переработка, хранение и сбыт нефти и нефтепродуктов, а стало быть, и контроль за ценами мирового рынка.

Казалось бы, нужный США и Европе контроль за надежным снабжением жидким топливом установлен надолго. Однако после Второй мировой войны в результате распада колониальной системы и подъема национально-освободительного движения положение коренным образом меняется. С созданием в 1960 г. Организации стран — экспортеров нефти (ОПЕК) у этих стран появился эффективный рычаг противодействия засилью западного нефтяного картеля. В остром столкновении интересов верх одержали страны ОПЕК. Кульминация пришлась па 1973 г., когда разразился глобальный нефтяной кризис. Ирак национализировал находящиеся на его территории иностранные нефтяные компании и объявил эмбарго на поставки нефти в США и Голландию. К нефтяному бойкоту присоединились и другие арабские страны. В конечном счете «семь сестер» почти полностью лишились прямого контроля за производством и распределением арабской нефти, а также перестали играть первую скрипку в определении мировых цен на нефть. К !ОПЕК перешла большая часть этих функций.

Вопрос надежности получения нефти из стран Персидского залива остается жизненно важным для США и ЕС и занимает одно из центральных мест в их внешней политике. Во многих акциях этих держав на международной арене проступает нефтяная подоплека. Поскольку глобальная энергетическая проблема во многом фокусируется на устойчивом снабжении нефтью из главных стран се добычи, зависимые от импорта энергоносителей государства будут и в дальнейшем стремиться к усилению своего влияния на производство и сбыт нефти. Едва ли при этом силовые приемы дадут желаемые результаты. Наиболее перспективное решение глобальной проблемы стабильного энергоснабжения лежит в плоскости международных соглашений и договоренностей, обеспечивающих соблюдение разумных интересов всех сторон.

Перед угрозой исчерпания запасов нефти и газа, имеющихся в Европе и на шельфе окружающих ее морей, европейцы ищут решения своих проблем в сотрудничестве с Россией-и некоторыми странами СНГ, а также странами Северной Африки. Они по-прежнему стремятся к диверсификации источников импорта, однако вынуждены идти на увеличение зависимости от поставок из России и стран постсоветского пространства.

В рамках развития европейской сети газопроводов обсуждается концепция «технико-экономической стыковки европейского хозяйственного пространства с российским сырьевым пространством. Она предусматривает совместное освоение газового месторождения в Баренцевом море (2,3 трлн. куб. м газа), а также ряда других запасов на севере России, строительство новых мощных газо- и нефтепроводов из России в страны ЕС, объединение их газо- и энергосетей, дальнейшее развитие железнодорожных и автомобильных дорог. Наиболее крупным проектом станет начатое строительство мощного газопровода по дну Балтийского моря из России а Германию. Очень возможно, что общеевропейское сотрудничество в энергетической сфере станет прообразом решения глобальной энергетической проблемы.

Pages: 1 2 3 4 5