Утечка умов

Рубрика : Международная миграция

К сожалению, статистика внешней, да и внутренней миграции в России весьма неполная и не дает достоверной и исчерпывающей информации. Нет точных данных о количестве российских ученых, работающих за границей, и числе ежегодно отъезжающих на продолжительные сроки и возвращающихся после длительного пребывания. На основе вышеприведенных примеров и данных можно лишь предполагать, что речь идет о массовой миграции и баланс оттока и притока складывается не в нашу пользу.

Утечка умов приносит государствам-донорам убытки, которые хотя и не столь очевидны, как ущерб от стихийных бедствий или техногенных катастроф, но по своим размерам часто даже превосходят его. Их подсчеты требуют анализа многочисленных негативных последствий эмиграции и применения сложных методик. При всем этом удается получить весьма условные результаты, однако и они позволяют судит о масштабе наносимого национальной экономике вреда.

Государство-донор теряет понесенные им немалые затраты на воспитание и обучение специалиста высшей квалификации, будь то ученый, музыкант, врач или инженер. К этому нужно добавить упущенную выгоду, которую они могли бы принести экономике за годы своей активной деятельности и которая обычно с лихвой окупает затраты на обучение. Из сумм потерь следует вычесть возврат на родину трудовыми эмигрантами части своих заработков и доходов. Если речь идет об отъезде выдающихся деятелей науки, техники, искусства, вносящих неоценимый вклад в духовную и материальную жизнь общества, то тут подсчеты упущенной выгоды теряют смысл, ибо она неисчислима.

В случае притока умов примерно таким же образом можно определить получаемую национальной экономикой выгоду от экономии на расходах по обучению и от вклада в создание национального дохода. Сложнее оценить эффект от импорта выдающегося интеллекта — деятелей науки и культуры с мировыми именами. Этот эффект нельзя выразить только в денежных величинах: он имеет еще косвенные проявления в повышении общего уровня культуры и знаний, создании научных школ и воспитании достойных учеников.

Многие развитые государства стремятся привлечь к себе на работу талантливых специалистов и высококвалифицированных рабочих из других стран, в том числе из Китая, Индии и России. Особенно активно это делают Австралия, Канада, Швейцария.

Pages: 1 2 3 4 5