География международного движения кредитных ресурсов

Рубрика : Международный кредит

Статистика Мирового банка приводит объемы так называемой официальной помощи па цели развития (Official development assistance – ODA), которая включает льготное кредитование развивающихся стран правительствами и официальными агентствами, а также международными организациями. Общий объем официальной помощи составил в 1999 г. 85 млрд. долл., в том числе от МВФ и Мирового банка — 2] млрд. долл. Этого явно недостаточно, чтобы ощутимо повлиять на улучшение экономики даже беднейших стран, и такой объем помощи отнюдь не отвечает рекомендациям ООН: официальная помощь составляет 0,2% ВВП стран ОЭСР, что намного ниже рекомендованных 0,7%. Общий объем этой помощи достиг в 2005 г. рекордного уровня — 100 млрд. долл. Однако из них 23 млрд. долл. — это списание долгов бедным странам, в том числе 14 млрд. долл. Ираку. Донорам удобнее было отказаться от сомнительной перспективы возврата бедными странами их долгов, чем изыскать средства для новой помощи.

Оказываемая официальная помощь, если не считать списания части долгов наиболее бедным странам, является хотя и льготной, но отнюдь не бесплатной. Кроме того, ее удельный вес имеет тенденцию неуклонно падать. Многие страны-доноры стараются сократить государственные программы помощи, мотивируя это их слабой эффективностью по сравнению с частными капиталовложениями, что вполне соответствует канонам либерализма, требующего сокращения вмешательства государства в экономику. Однако, по мнению ЮНКТАД, следует не свертывать, а наращивать помощь развивающимся странам по государственной линии, потому что она является более надежной и устойчивой, не подверженной резким спадам.

Особенность данной таблицы состоит в том, что она отражает чистый приток капиталов, т.е. за вычетом его оттока и виде обслуживания полученных кредитов, предоставления иностранных кредитов, прямых и портфельных инвестиций в другие страны, бегства капиталов. Россия, например, в годы реформ значительно меньше получает средств извне, чем отдает в результате бегства капиталов, досрочного погашения долгов, т. с. фактически является не заемщиком, а донором.

Если до 1998 г., как свидетельствуют данные таблицы, еще имело место чистое поступление кредитных ресурсов в развивающиеся страны, используемое па покрытие дефицита платежного баланса и увеличение валютных резервов, то в последующем приток уменьшался, а отток увеличивался. Обслуживание их внешнего долга потребовало в 2004 г. 488 млрд. долл., а в 2005 г. – 581 млрд. долл. Общий приток капиталов в эти страны составил в 2004 г. 574 млрд. долл., а исход — 941 млрд. долл. По сравнению с периодом до начала 80-х годов фактически никакого увеличения ежегодного поступления капиталов в развивающиеся государства не произошло. Разумеется, эта общая картина сглаживает существенные различия в положении отдельных стран. В беднейшие из них капитал притекал и после 1998 г., в меньших размерах и далеко не соответствовал реальным потребностям.

Острота проблемы иностранных инвестиций па цели развития заключается в том, что, с одной стороны, большинство развивающихся стран и стран с переходной экономикой остро нуждаются во внешних источниках финансирования, а с другой, они страдают от нелегального или полулегального вывоза капиталов и не в состоянии без серьезных срывов обслуживать накопившийся долг. Перед этими странами и их кредиторами возникла трудноразрешимая задача преодоления кризиса системы международного кредита, который принимает угрожающие масштабы.

Pages: 1 2 3 4 5 6 7