Проблема общественного контроля в условиях глобализации

Рубрика : Социальные аспекты

Прецеденты сотрудничества национальных государств, международных официальных и некоммерческих организаций в обеспечении населения планеты отдельными общественными благами существовали еще в 1970—1990-х гг. Так, совместными усилиями была реализована международная программа вакцинации детей против полиомиелита, программа «зеленой революции» (разработаны новые методы ведения сельского хозяйства, созданы новые, более урожайные сорта основных продовольственных растений и, более продуктивные породы в животноводстве, адаптированные для природных условий стран «третьего мира*, что позволило им серьезно повысить обеспеченность продовольствием своего населения).

В то же время практическая реализация концепции глобальных общественных благ в полном объеме требует большой политической воли лидеров стран нашей планеты, мобилизации серьезных финансовых ресурсов и проведения организационных мероприятий. Так, Дж. Сорос считает, что МВФ и официальным финансовым учреждениям развитых стран необходимо сформировать специальные (фактически «нерыночные» или «ограниченно рыночные») отношения с развивающимся миром и создать особые международные фонды для финансирования глобальных общественных благ (в том числе для борьбы со СПИДом, распространением и потреблением наркотиков, для развития предпринимательства широких слоев населения в менее развитых странах и др.). Скорее всего, потребуются изменения в позиционировании в рамках глобальной общественной системы тех международных институтов, которые существуют в настоящее время (прежде всего учреждений системы ООН), а также, возможно, и создание новых. Так, в последнее время часто выдвигаются предложения по демократизации ООН, а также по созданию нового органа — Совета экономической безопасности при ООН.

Реализация на практике данной концепции могла бы поставить под общественный контроль спонтанно протекающие процессы рыночной глобализации в ее неолиберальном варианте. По мнению аналитиков, работающих в Программе развития ООН, «концепция глобальных общественных благ поможет нам понять новые глобальные вызовы XXI в. и ответить на них».

Проблема недостаточного общественного контроля за глобальными рынками в наибольшей степени осознается в западноевропейских странах, что контрастирует с американским подходом к глобализации. Страны ЕС смогли не только поднять на наднациональный уровень в рамках Западной Европы сферу общественного контроля над рыночной экономикой, но и сохранить, а по ряду направлений укрепить свои экономические конкурентные преимущества. Кроме того, в целом сохраняются уровень и объем предоставляемых жителям этих стран общественных благ (в том числе прав на образование и здравоохранение), степень социальной защищенности населения. Большую роль в сохранении социальных гарантий сыграл факт влиятельности в ЕС социал-демократических движений и партий. Их общий принцип был примерно таким: в условиях глобализации, как и прежде, нужна политика контроля за стихией рынка, для которого, как хорошо известно из экономической теории, в отсутствие регулирования со стороны общества характерны существенные «провалы», негативные внешние эффекты, невозможность обеспечения населения общественными благами и нерациональное использование общественных ресурсов. При этом в рамках данной позиции масштаб политики, ориентированной на социальную солидарность и равенство возможностей, признавался уже не национальным, а международным и в перспективе — глобальным.

Pages: 1 2 3 4 5 6