Проблема общественного контроля в условиях глобализации

Рубрика : Социальные аспекты

Главным приоритетом такой политики должны быть инвестиции в человеческий и социальный капитал. Например, французские |социалисты выдвинули лозунг: «Да — рыночному хозяйству, нет — рыночному обществу». За ним стоит признание важности и значения для общества здоровья граждан, доступности образования, культуры, окружающей среды и других благ, которые не должны зависеть от распределения через рынок, как национальный, так и глобальный. Эту позицию хорошо иллюстрирует Декларация Конгресса Социалистического интернационала, принятая в Париже в ноябре 1999 г., которая гласит: «Великим парадоксом данного исторического периода является то, что никогда прежде человечество не имело столь богатых возможностей борьбы с такими извечными проблемами, как неравенство, голод, болезни и малограмотность. И в то же время эти возможности используются для того, чтобы увеличивать, а не сокращать существующие диспропорции. Наша задача — обратить вспять эту тенденцию и, таким образом, заставить глобализацию служить прогрессу человечества».

В отличие от США, в европейских странах социальная защита относительно малоимущих слоев населения имеет достаточно давнюю традицию. Так, в Западной Европе обязательное страхование от несчастных случаев на производстве в ведущих странах региона было введено в 1871 1903 гг., обязательное медицинское страхование работников — в 1883—1911 гг., пенсии по старости — в 1889-1913 гг., пособия по безработице в 1905-1919 гг. В США аналогичные меры были приняты лишь в 1929—1935 гг. По расчетам экспертов, в странах Евросоюза эффективная социальная политика (посредством трансфертных платежей населению) снижает удельный вес малоимущих слоев населения (по сравнению с ситуацией отсутствия подобной политики) в 6-11 раз (в среднем с 18-23 до 2-5% населения), в США же лишь на 44% (с 21 до 12%). Доля социальных расходов в ВВП в Великобритании, Германии, Франции, Швейцарии превышает в настоящее время 30%, в Дании и Швеции 40%. В США соответствующий показатель поддерживается на уровне 23%. В основных государствах ЕС на пенсионные нужды тратится сегодня от 8,8-до 13,3% ВВП, вСША-4,1%.

Характерно, что во многих западноевропейских странах концепция «государства всеобщего благосостояния» трансформируется в концепцию «государства социальных инвестиций», в рамках которой акцентируется внимание на необходимость вложений в человеческий и социальный капитал, улучшения здоровья и повышения профессионализма и квалификации экономически активного населения. Согласно данному подходу государство уже не только смягчает общественное неравенство, но и способствует общеобразовательной и профессиональной подготовке, позволяющей людям полноценно включиться в трудовую жизнь, содействует реализации идеи обучения в течение всей жизни. Это дает возможность конкретному индивиду не «выпадать» из общественной жизни и хозяйственной деятельности в условиях стремительных технологических инноваций, изменения структуры производства, сдвигов в профессиональной структуре спроса на труд. Соответственно одно из центральных мест в «государстве социальных инвестиций» отводится системе образования, призванной обеспечить его высокое качество и разнообразие.

Как противовес стихийности глобальных рынков, можно рассматривать отмеченную некоторыми аналитиками тенденцию к формированию глобальных общественных сетей (глобальных сетей общественной политики), к которым присоединяются национальные органы управления и институты гражданского общества в национальном масштабе, официальные и неправительственные международные организации, профессиональные ассоциации и даже крупные предприятия. На настоящий момент в мире существует более 21 тыс. неправительственных международных организаций, выступающих в виде проекции институтов гражданского общества на международный уровень, роль которых в согласовании усилий по противостоянию вызовам глобального рынка и решению глобальных проблем постоянно возрастает. По мнению известного отечественно ученого ГО. Шишкова, «в целом исторический вектор направлен в сторону усиления регулирующего начала для восстановления равновесия между рыночными и внерыночными регуляторами в глобальном масштабе». Можно присоединиться к позиции экспертов Программы развития ООН, утверждающих, что «мир, интегрированный в глобальных масштабах, будет нуждаться в более эффективном регулировании, если ставится задача сохранить преимущества глобальной рыночной конкуренции и направить силы глобализации на поддержку прогресса человека».

Pages: 1 2 3 4 5 6