Структуралисты, как и либералы, уверены, что глобализация оказывает существенное воздействие на мировое хозяйство, но в отличие от своих оппонентов считают, что она имеет исключительно негативные последствия для беднейших государств на периферии глобальной экономики, что она ведет к возникновению транснационального блока» крупнейших ТНК, ТНБ, международных экономических организаций и международных предпринимательских структур в наиболее сильных капиталистических государствах. Решающими элементами этого блока являются мощь и мобильность транснационального капитала. Единственная возможность противостоять этому транснациональному блоку — создать блок различных групп правозащитников, потребителей, членов экологического движения и т.д.
Глобализация снизила возможности развитых стран обеспечивать социальными благами своих граждан, какими они пользовались в период формирования общества благосостояния в 50-70-е гг. Возрождение ортодоксального либерализма сделало такие социальные выплаты менее законными. Глобализация также ограничила возможности государства регулировать нацио-нальную экономику. Например, стремительный рост межстрановых потоков капиталов дестабилизировал валютные курсы, а это, в свою очередь, уменьшает способность государства обеспечить экономическое регулирование и стабильность.
В свое время Томас Гоббс в трактате «Левиафан» высказал мысль, что жизнь без эффективного государства, охраняющего порядок, будет «уединенной, бедной, опасной, грубой и короткой».
Уже давно признается, что традиционная «линия демаркации» между внутренней и международной политикой стирается. Экономические шоки — от нефтяного эмбарго стран ОПЕК в 1973 г. до азиатского финансового кризиса 1997 г. — подчеркивают чувствительность национальных рынков к внешним воздействиям. Для правительств разных стран интернационализация мировой экономики означает растущее ухудшение их способности регулировать национальную экономику. Макроэкономическая политика все больше подрывается противодействующими эффектами международных событий.
На деле происходит ослабление экономических функций государства лишь в некоторых областях, в том числе в социальной и внешнеэкономической сферах. Признается, что, хотя государство продолжает играть главную роль в обеспечении предоставления элементарных благ — в образовании, здравоохранении, инфраструктуре, — не очевидно, что государство должно быть единственным поставщиком этих услуг или вообще заниматься их предоставлением. Рынок, гражданское общество и государственные органы должны играть в этом пропорциональную роль. В большинстве современных экономик регулирующая роль государства является более широкой и сложной, чем когда-либо ранее. Она охватывает защиту окружающей среды, финансовый сектор и такие более традиционные сферы, как деятельность монополий. Резко возросло участие государства в обеспечении долговременных условий конкурентоспособности национальной экономики, в том числе усиливается роль государственного регулирования в стимулировании научно-технического прогресса, создании инфраструктуры, сборе и обработке информации, создании благоприятных условий для отечественных предпринимателей, регулировании притока иностранной рабочей силы. Большую роль в этом играет унификация статистических, экологических, технических, санитарных и иных норм и стандартов. Таким образом, в развитых странах Запада происходит не свертывание экономической роли государства, а смена акцентов экономической деятельности, изменение хозяйственных функций государства, активизация его участия в борьбе за обеспечение для страны более выгодной ниши в мирохозяйственной системе.