Эволюция механизма и функций международных экономических организаций в условиях глобализации

Рубрика : Международные экономические организации

Наконец, растущее членство в них развивающихся и бывших социалистических стран также ослабляет их способность к эффективному регулированию. В то время как некоторые эксперты считают, что международные экономические организации должны стать еще более репрезентативными, другие придерживаются точки зрения, что принятие решений в таких громоздких организациях затруднено. Огромное число членов этих организаций может привести к большим трудностям и сбоям в координации, мониторинге и консультациях в сфере экономической политики.

МВФ, МБРР и ВТО продолжают выполнять важные функции в глобальной экономике, однако тот факт, что в них входит огромное число членов, привел либеральных аналитиков к мысли, что этими организациями должно руководить небольшое число стран, экономический вес которых дает им право на лидерство и тем самым возлагает на них ответственность. Действительно, начиная с 1960-х гг. передовые развитые страны часто обособлялись в небольшие группы, представлявшие их интересы в ключевых организациях. Эти группы включают членов ОЭСР, «большую семерку» и «большую пятерку» (США, Япония, ФРГ, Франция и Великобритания). Эти небольшие мощные группы оказываются более влиятельными и эффективными в координации политики развитых стран в эпоху глобализации и существования трех центров экономического соперничества — США, Западной Европы и Японии. Более того, развитые страны имеют возможность контактировать в таких группах, не делясь информацией и участием в принятии решений с менее развитыми странами.

Но в противоположность либеральным экономистам, считающим такие группы важными для обеспечения экономического лидерства и стабильности, многие полагают, что их существование позволяет наиболее мощным капиталистическим странам исключать периферийные страны из процесса принятия важных для всей мировой экономики решений. Хотя в МВФ и Всемирном банке принято взвешенное голосование, присутствие различных групп предпочтительнее, поскольку в них менее развитые страны по крайней мере представлены за столом переговоров.

Справедливости ради необходимо отметить тот факт, что и некоторые развитые страны выражают недовольство уровнем своего представительства в ключевых институтах. Например, в Германии и Японии неоднократно подвергалось критике то обстоятельство, что их влияние в этих организациях не растет пропорционально росту их экономической мощи. Так, представители Германии на встрече Советов директоров МВФ и Мирового банка в 1988 г. заявили, что «у американцев — реальная сила, у французов — хорошие позиции в высшем руководстве, а немцы и японцы за все это платят». До недавних пор ни один из топ-менеджеров ключевых международных экономических институтов не являлся ни немцем, ни японцем. Даже США выразили недовольство в связи с тем фактом, что на протяжении многих лет все исполнительные директора ГАТТ были европейцами. Когда же в 1995 г. пришло время выборов первого исполнительного директора ВТО, американцы поддержали кандидатуру представителя Мексики. Но в тот раз американцам не удалось ничего изменить.

Таким образом, процесс глобализации способствовал увеличению количества членов МВФ, Всемирного банка и ВТО, и впервые они наконец-то становятся универсальными по своему составу организациями. Хотя глобализация и содействовала увеличению размеров этих организаций, она также усложнила этим институтам возможность влияния на международные экономические отношения.

Контрольные вопросы

1. Назовите основные причины формирования системы международных экономических организация после Второй мировой войны и задачи, ставившиеся перед данными организациями.
2. Какова роль международных экономических организаций сегодня, в эпоху глобализации? Сошла ли она на нет или, наоборот, стала как никогда важной?
3. Чем характеризовался период с 1929 по 1933 г. в международных экономических отношениях?
4. Назовите основные институты Бреттон-Вудской системы.
5. В чем состоит основная причина недовольства многих развитых стран деятельностью МЭО сегодня? Кто имеет реальный контроль в данных организациях?

Pages: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10