Эволюция механизма и функций международных экономических организаций в условиях глобализации

Рубрика : Международные экономические организации

В условиях глобализации колоссально возрастает глобальная регулирующая роль международных экономических и финансовых организаций (ВТО, МВФ, Всемирного банка, ОЭСР и др.), являющихся как бы «локомотивами» глобализации, разрабатывающих и внедряющих в мирохозяйственные отношения универсальные нормы, стандарты и правила. МВФ и Всемирный банк, как показали события конца 1990-х гг., оказались не готовыми к внезапному разрушительному финансовому кризису. Одна из причин этого состоит в том, что МВФ и МБРР были созданы по Бреттон-Вудским соглашениям в совершенно другую эпоху и с совершенно иными функциями. Они были гораздо скромнее и касались главным образом развитых стран. МВФ был создан для поддержания международной валютной стабильности и снятия ограничений на валютные операции. МБРР — для предоставления долгосрочных кредитов (в отличие от краткосрочных кредитов МВФ) на послевоенное восстановление Европы. Их, в сущности, можно было называть «кассами взаимопомощи». Но потом появилось огромное количество развивающихся стран, возникли проблемы перемещения огромных финансовых ресурсов, к решению которых эти организации не были приспособлены.

И МВФ, и МБРР в течение многих лет давали стандартные рекомендации странам, испытывавшим затруднения в экономике, по «финансовой стабилизации и структурной адаптации», причем под последней подразумевалась адаптация их финансовых систем к международной для успешного функционирования ТНК и ТНБ. Для этого же усиленно пропагандировались идеи либерализации и открытости экономик развивающихся стран. Последовавшие этим советам страны оказались уязвимы для внешних финансовых воздействий. Те же государства, которые остались достаточно независимыми от международных финансовых организаций, достигли экономического успеха сами.

Учитывая их роль в глобальных экономических переменах, развитые страны оказывают наибольшее влияние на определение направлений деятельности и операций ключевых международных экономических организаций. Например, развитые страны являются основными донорами в кредитах МВФ и займах Всемирного банка и имеют в них наибольшее число голосов. Наибольшим количеством голосов в них располагают США, Япония, Германия, Франция и Великобритания. Хотя в ВТО действует принцип «одна страна — один голос», основные торговые державы, те же развитые страны, играют решающую роль в определении повестки дня многосторонних торговых переговоров. Доминирование стран Севера становится очевидным и по национальности их высших менеджеров. По молчаливому соглашению, президентом Всемирного банка всегда является американец, а исполнительный директор МВФ — представитель европейской страны; все генеральные директора ГАТТ и ВТО до 1999 с также были европейцами. Страны «третьего мира» были слабо представлены в руководящих органах этих компаний, а большинство социалистических стран до 1970 г. вообще не были их членами.

Бреттон-Вудская система и ее институты часто рассматриваются как источники беспрецедентного экономического роста и благоприятных перемен в мире в последние 50 лет. Однако тип экономического роста, который поощряли эти организации, вытекал из рекомендаций США и других развитых стран. Международные экономические организации поддерживали либеральный подход к экономическому развитию, основанный на том, что международное процветание и мир наиболее вероятны в условиях свободного перемещения товаров и капитала по всему миру. Такой либеральный подход, как показали события последнего десятилетия, дает колоссальные преимущества богатым развитым странам как ядру глобальной мировой экономики и катастрофически разоряет периферию мирового хозяйства.

Pages: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10