Эволюция механизма и функций международных экономических организаций в условиях глобализации

Рубрика : Международные экономические организации

Если исходить из либеральных критериев, то ключевые международные экономические организации действовали вполне эффективно в 50-70-е гг. прошлого века, способствуя либерализации, экономическому росту и стабильности. Во-первых, «холодная война» усилила намерения США развивать хозяйственную кооперацию со странами Западной Европы и Японии; быстрое восстановление послевоенной экономики рассматривалось как предпосылка формирования мощной оппозиции Советскому Союзу. Во-вторых, США, как мировой гегемон, были в состоянии и стремились к лидерству в установлении принципов и правил осуществления послевоенной торговых, финансовых и кредитных отношений. В-третьих, относительно небольшое число стран, разделявших взгляды и согласных с лидерством США, было вовлечено в мировую экономическую систему. Наконец, послевоенные экономические институты были сконструированы таким образом, что национальные правительства могли преследовать свои внутренние цели, например, стремиться к полной занятости, и одновременно придерживаться международных правил и обязательств.

Несмотря на прежнюю эффективность, ключевые международные институты столкнулись со все возрастающими проблемами в регулировании глобализирующейся экономики в конце 60-х гг. Когда Западная Европа и Япония имели в 60-е гг. гораздо более высокие темпы экономического роста, чем США, последние потеряли уверенность в своем доминировании и все меньше поддерживали хозяйственный либерализм. Например, стремление к торговому протекционизму ясно обозначилось, когда в 1971 г. торговый баланс этой страны был сведен с дефицитом. Западная Европа и Япония все больше оспаривали лидерство США, а закат «холодной войны» усилил разногласий между развитыми странами. Другим фактором, который бросил вызов ключевым международным институтам, стало растущее влияние «третьего мира». Развивающиеся страны были давно разочарованы в политике международных организаций, и в 1970-е гг. они смогли усилить свой протест. Поворотным пунктом стал первый «нефтяной шок» 1973 г., когда нефтедобывающие страны Ближнего Востока -члены Организации стран — экспортеров нефти (ОПЕК), установили блокаду на экспорт нефти в страны Запада, поддержавшие агрессию Израиля против соседних арабских стран, и подняли цены на нефть на 400%.

Последующие нарушения в мировой экономике бросили вызов способности к регулированию экономики промышленно развитым странам и ключевым международным институтам.

Третий вызов мировым институтам исходил от сил глобализации, в частности, от потоков капитала. Растущая международная мобильность капиталов затруднила не только регулирование, но даже мониторинг многих событий в глобальной экономике. Общий объем ресурсов, которыми располагают международные институты, не идет ни в какое сравнение с объемом спекулятивных капиталов, ежедневно перемещающихся через границы стран. Нет ни одной международной организации, которая могла бы эффективно отследить деятельность ТНК и ТНБ как основных субъектов таких колоссальных финансовых потоков. В результате многие аналитики скептически высказываются относительно способности международных экономических организаций обеспечить эффективное регулирование глобальной экономики.

Pages: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10