Глобальные корпорации и транснационализация

Рубрика : Глобальные корпорации

Пять крупнейших ТНК контролируют более половины мирового производства товаров длительного пользования, самолетов, электронного оборудования, автомобилей и другой продукции. Особенно значительна степень концентрации в отраслях, связанных с информационными технологиями. Например, две-три компании практически контролируют международную сеть телекоммуникаций. На рынке гражданских самолетов, объем которого оценивается приблизительно в 1 трлн. долл., или 16 тыс. новых самолетов в год, господствуют две компании: европейская — Airbus Industry и американская — Boeing.

Типичная ТНК владеет или контролирует ряд иностранных филиалов, связана деловыми союзами (благодаря прямым инвестициям) с другими компаниями на всех континентах, прибегает к стратегическим методам управления своей деятельностью за рубежом. Такая корпорация не упускает случая, чтобы воспользоваться деловыми идеями, изделиями, кадрами, капиталом, источниками сырья в любом месте, где это выгодно. Аналогичным образом строится ее политика в области сбыта. Такая активность позволяет этим корпорациям налаживать новые контакты далеко за пределами своих национальных границ.

Для многих ТНК зарубежное производство намного важнее производства в рамках национальных границ, но это не означает, что экспорт капитала ведет к сокращению экспорта товаров и услуг. Напротив, экспорт капитала является эффективным средством стимулирования экспорта товаров, и наоборот — торговые потоки в ту или иную страну обычно сопровождаются притоком туда капитала.

Для оценки вовлеченности той или иной компании в производство товаров и услуг за рубежом используется индекс транснационализации, который позволяет сопоставлять размеры хозяйственной деятельности в рамках национальных границ и за их пределами. Он основан на сопоставлении размеров хозяйственной деятельности компании у себя на родине и за рубежом.

ЮНКТАД рассчитывает этот индекс как среднеарифметическое значение трех показателей:

1) доли активов за рубежом в общем объеме активов компании;

2) доли продаж за рубежом;

3) доли персонала, занятого на зарубежных предприятиях, в общей численности персонала компании. Средний индекс транснационализации для ТНК из всех регионов мира в течение последних двух десятилетий XX в. и в начале XXI в. постепенно повышается. Например, для 100 крупнейших нефинансовых ТНК мира он вырос примерно с 51 % в 1990 г. до 59% в 2001 г.2 У целого ряда таких ТНК он был намного выше, особенно у ТНК из малых и средних развитых стран. Индекс транснационализации канадской издательско-информационной корпорации Thomson в 2001 г. составлял 97,7%, у шведско-швейцарского машиностроительного концерна ABB — 95,6%, голландского электротехнического концерна Philips Electronics 88,4%3. Для компаний Royal Dutch Shell и Philips иностранные инвестиции составляли 70% внутренних, американского концерна Exxon 80, IBM— 50%. Почти 2/3 капиталовложений бельгийских, голландских и швейцарских ТНК в 90-е гг. направлялись за границу. Это касается не только инвестиций, но и зарубежной деятельности в области НИОКР.

Pages: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14