Модели межгосударственного интегрирования: региональный аспект

Рубрика : Регионализация

Соглашение о создании НАФТА предполагает, что страны-участницы сохранят национальные таможенные тарифы в торговле с третьими странами. В договоре о НАФТА не предусматривается перерастание трехсторонней зоны свободной торговли в таможенный союз. Незаинтересованность Канады и Мексики в единой внешнеторговой политике, определяемой США в отношении третьих стран, на которые замыкаются 70-80% их внешнеторгового оборота, объясняется стремлением сохранения свободы маневра хотя бы в оставшемся у них диапазоне. США тем более не заинтересованы в таможенном союзе, так как на торгово-экономические отношения со странами за пределами НАФТА приходится более 70% всего внешнеторгового оборота США.

Особенностями североамериканской интеграционной модели являются доминирующее положение США и асимметричность экономической взаимозависимости США, Канады и Мексики. Взаимодействие хозяйственных структур Мексики и Канады далеко уступает по глубине и масштабам канадо-американской и мексикано-американской интегрированное. Канада и Мексика скорее являются конкурентами на американском рынке товаров и рабочей силы, соперниками по привлечению капитала и технологий американских корпораций, чем партнерами по интеграционному процессу. В США реализуется около 75-80% канадского экспорта (21% ВВП Канады). Доля США в иностранных прямых инвестициях в Канаде свыше 75% и Канады в США 9%.. В США направляется около 70% мексиканского экспорта, а оттуда поступает 65% мексиканского импорта. Доля США в общем, притоке прямых иностранных инвестиций в Мексику превышает 60%. ВВП США в 14,5 раз превосходит ВВП Канады и в 19 раз Мексики. Разница в размерах ВВП на душу населения между Мексикой и США достигает 6,6 раза, ас Канадой 4,1 раза. Столь существенный разрыв в уровнях экономического развития стран-членов затрудняет создание единого хозяйственного комплекса.

Следует отметить, что сегодня в НАФТА в отличие от ЕС, как наиболее развитого интеграционного объединения, не существует наднациональных органов управления, имеющих право принимать решения, обязательные для всех участников соглашения; у НАФТА отсутствует единая экономическая и валютно-финансовая политика. Кроме того, по сравнению с ЕС, оказывающим помощь своим менее развитым странам-членам, таким, как Греция, Ирландия, Испания, Португалия, НАФТА такой помощи не предусматривает. Это означает, что Мексика вынуждена самостоятельно справляться со своими экономическими трудностями.

Договор о НАФТА предусматривает возможность вступления в эту организацию новых государств. Но в отличие от договора об учреждении ЕЭС он не устанавливает географических ограничений. В НАФТА могут быть приняты не только страны Северной Америки и даже не только страны Западного полушария, но и, например, азиатские государства.

Pages: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22