Модели межгосударственного интегрирования: региональный аспект

Рубрика : Регионализация

Экономическое взаимодействие оставшихся членов ЛАСТ постепенно перерождалось из многостороннего в двустороннее. В связи с отсутствием стимулов к региональному сотрудничеству в 1980 г. эта группировка была трансформирована в Латиноамериканскую ассоциацию интеграции (ЛАИ), ближайшей целью которой было создание уже не зоны свободной торговли в масштабе всего региона, а лишь «зоны экономических преференций» на основе двусторонних или узкогрупповых соглашений между странами-участницами. Многосторонняя либерализация внутрирегиональной торговли отодвигалась на второй план. Перспективной целью провозглашалось создание в неопределенном будущем общего рынка. Вместе с тем экономические интересы более развитых стран, в частности Бразилии и Аргентины, определяли необходимость встречного открывания национальных рынков. В 1986 г. эти две страны выступили с новой декларацией об экономическом сотрудничестве и интегрировании, открытом для присоединения других стран. К активизирующемуся их экономическому взаимодействию в 1991 г. на основе заключенного в Асунсьоне четырехстороннего рамочного договора присоединились соседние Уругвай и Парагвай, имевшие к тому времени двусторонние соглашения о торговых преференциях с этими странами. Так был создан новый региональный интеграционный блок «Общий рынок Юга» -МЕРКОСУР (Mercado Comun del Сопо Sur — MERCOSUR). Для него также характерно существенное различие в уровнях технико-экономического развития стран-участниц, хотя уровень внутрирегиональной торговли здесь выше, чем в Андской группе. Договор предусматривал создание условий для формирования не только таможенного союза, но и общего рынка: полное (поэтапное) устранение тарифных и прочих барьеров во взаимной торговле (к началу 1995 г., которое, кстати, в срок не удалось выполнить), обеспечение свободы движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы; установление общего внешнего тарифа, единого порядка определения происхождения товаров. Кроме того, предполагалось обеспечить координацию макроэкономической политики в области сельского хозяйства, промышленности, сферы услуг, налоговой и денежной систем, инвестиций, транспорта, коммуникаций и т.п. Сроки полной либерализации торговли особо чувствительными товарами для Аргентины и Бразилии были пролонгированы До 1 января 1999 г., а для Парагвая и Уругвая — до начала 2000 г.

В последние годы МЕРКОСУР демонстрирует высокую интеграционную динамику. Развивалась организационная структура блока, созданы Комитет постоянных представителей МЕРКОСУР, Технический секретариат МЕРКОСУР, Арбитражный суд МЕРКОСУР. Продолжилась работа по укреплению таможенного союза. Страны — члены МЕРКОСУР вплотную подошли к координации макроэкономической политики.

В конце 2000 г. страны МЕРКОСУР подписали рамочное соглашение о свободной торговле с ЮАР. Соглашение с ЮАР может придать региональному интеграционному проекту новое трансатлантическое измерение.

Pages: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22