Интеграция на постсоветском пространстве

Рубрика : Россия в мировой экономике

Интеграция на постсоветском пространствеРоль России, как, впрочем, и многих других обретших независимость республик бывшего СССР, в глобальной экономике могла бы возрасти при условии прогрессирующей экономической интеграции этих государств. Россия выступает активным сторонником углубления регионального сотрудничества на постсоветском пространстве. Правда, в современном мире имеют место и дезинтеграционные процессы; примерами могут служить и Советский Союз, и Югославия, и Чехословакия. Однако превалируют противоположные тенденции к экономическому сближению стран, особенно соседних. Формы такого сближения могут различаться по глубине, но тенденция перехода от более рыхлых к более разносторонним и совместно регулируемым формам интеграции очевидна.

Региональное сотрудничество на постсоветском пространстве с трудом прокладывает себе дорогу. Ситуация в известном смысле парадоксальна, поскольку советское наследство объективно предоставляло благоприятные условия для возникновения региональных объединений. В Советском Союзе сложился единый народнохозяйственный комплекс, в котором экономики обретших ныне собственную государственность республик развивались в тесной взаимосвязи, дополняя друг друга и получая от этого немалые преимущества. Действовали общие транспортная и энергетическая системы, были налажены разветвленные кооперационные связи между предприятиями. Существовали единые управленческая и денежно-кредитная инфраструктуры, общий, хотя и неполноценный, планово регулируемый рынок. Казалось бы, таким наследством неразумно было пренебречь. Его нужно было коллективно реформировать, внедряя новые рыночные механизмы и синхронизируя проведение внутренних реформ. Однако вопреки декларируемым намерениям новых руководителей никакого прогресса в этом деле не удалось достичь. Начавшиеся согласования документов по созданию экономического союза были прекращены. Стремительно стали нарастать дезинтеграционные процессы, нанося огромный экономический ущерб всем постсоветским государствам. Доля Содружества в товарообороте большинства стран СНГ имеет в последние годы тенденцию к снижению. Она не растет и у главных участников интеграционных начинаний — России, Украины, Белоруссии.

В условиях резкого и повсеместного спада производства, вызванного ломкой прежнего устройства, странам было не до интеграционных проектов. Но, после того как острота кризиса несколько улеглась, они начали рождаться один за другим. В сентябре 1993 г. был подписан договор о создании Экономического союза стран СНГ, а на следующий год заключено Соглашение о зоне свободной торговли. За ними последовали и другие подобные договоренности, но всех их ждала общая судьба остаться благими пожеланиями. Функции Содружества Независимых Государств как региональной организации ограничивались взаимными консультациями и обсуждением отдельных проектов сотрудничества.
Полный текст

Страниц: 1 2

Объем и динамика внешней торговли

Рубрика : Россия в мировой экономике

Объем и динамика внешней торговлиРоссия, переживающая кризис переходного периода, не может претендовать на достойное место в мировой экономике. Ее доля в торговом обороте всех стран едва превышает 1%, экономика обременена крупным внешним долгом, конкурентоспособная готовая продукция занимает скромное место в экспорте и только по товарам топливно-сырьевой группы, некоторым видам вооружения и дешевым акциям предприятий она представляет интерес для участников мирового рынка. Однако в перспективе ее роль в глобальной экономике может существенно возрасти, если учесть потенциальные возможности, которые открывают географическое положение на двух континентах, обилие природных богатств, значительный научно-интеллектуальный и промышленный потенциал. Под этим углом зрения надо воспринимать современное состояние российских внешнеэкономических связей.

Попятно, что Россия существенно уступает бывшему Советскому Союзу по удельному весу в мировой экономике: она хотя и самое крупное, по только одно из образовавшихся после распада СССР независимых государств. В результате крутой ломки общественных отношений, отбросившей страну па несколько десятилетий назад, на Россию в начале нового века приходилось не более 2% мирового ВВП, а ее доля в объеме мировой торговли была еще меньше. Положение России среди ведущих мировых экспортеров товаров иллюстрирует следующая диаграмма.

По объему внешнеторгового оборота (сумма товарного экспорта и импорта) Россия занимала среди других государств мира в 2000-2005 гг. 21-е место — рядом с такими небольшими государствами, как Швеция и Норвегия.
Полный текст

Страниц: 1 2

Товарная структура внешней торговли

Рубрика : Россия в мировой экономике

Товарная структура внешней торговлиК сожалению, внешний спрос ограничивался в основном товарами топливно-сырьевой группы, металлами, удобрениями, лесоматериалами. Продукция машиностроения и некоторые другие виды готовой продукции не могли выдержать конкуренцию мирового рынка или преодолеть устанавливаемые странами Запада дискриминационные барьеры на пути российских товаров. Обладающая конкурентными преимуществами российская продукция, например стальной прокат и другие металлы, обогащенный уран, продукция химической промышленности, стекло, древесно-волокнистые плиты, наталкивается на те или иные ограничения.

В 2005 г. на экспорт направляли 55% добытой в стране нефти, 47% природного газа, 33% нефтепродуктов, 45% готового проката черных металлов, 75% произведенных минеральных удобрений, 81% целлюлозы.

На страны дальнего зарубежья приходилось в 2004 г. 84% всей стоимости экспорта, в том числе на индустриально развитые — около 58%, развивающиеся — 26, а на ближнее зарубежье 18,3%. Другими словами, российский экспорт в подавляющей части был ориентирован на Западную Европу, Центральную и Восточную Европу, США. На первом месте по объему внешнеторгового оборота в 2004 г. среди торговых партнеров России в дальнем зарубежье находилась Германия, па втором Китай, на третьем Италия, на четвертом Нидерланды. В ходе переориентации внешних связей особенно резко сократилась торговля со странами Центральной и Восточной Европы.
Полный текст

Страниц: 1 2 3 4

Резервы повышения конкурентоспособности российской экономики

Рубрика : Россия в мировой экономике

Резервы повышения конкурентоспособности российской экономикиСовершенно очевидно, что несмотря на отмеченные негативные стороны внешнеэкономических связей, их дальнейшее развитие и совершенствование необходимы для возрождения России, модернизации ее промышленности и сельского хозяйства. Поэтому на повестке дня стоят выработка и последовательная реализация стратегии активного включения страны в мировую экономику, перестройка управления этой сферой деятельности. Предстоит предпринять меры по поддержке экспортеров, защите собственных перспективных отраслей от неоправданной внешней конкуренции и развитию импортозамещающих производств. Страна должна поднять свою конкурентоспособность на мировых рынках, сделав ставку на те отрасли и производства, которые имеют к этому хорошие предпосылки.

Пока спектр возможностей наращивания и рационализации экспортного потенциала ограничен. России придется еще не один год опираться на минеральные ресурсы как важнейший источник валютных поступлений. Она лучше многих стран обеспечена запасами энергоносителей и других видов сырья, древесины. На нее приходится 13% мировых разведанных запасов нефти, 36% природного газа, 12% угля и соответственно 15% и 31% мировой нефте- и газодобычи. Вместе с тем невозобновлясмость и истощение запасов полезных ископаемых, повышающиеся капиталоемкость и себестоимость добычи и транспортировки будут все больше сдерживать рост производства и экспорта в добывающих отраслях и заставлять переносить центр тяжести на энерго- и материалосбережение. С другой стороны, мировые цены на топливо, цветные металлы и некоторые другие виды российского сырья и материалов имеют тенденцию оставаться на высоком уровне и даже расти. Спрос со стороны быстро индустриализирующихся Китая, Индии, Бразилии, а также США и ЕС явно опережает предложение, влияя па цены. Тем не менее ресурсный потенциал России нельзя считать вечным конкурентным преимуществом.

Следует принимать в расчет постепенное снижение до разумных пределов его роли в российской внешней торговле, сохранять резервы полезных ископаемых для будущих поколений, как это делают США. Одновременно по соображениям экономической целесообразности надо повышать степень переработки и облагораживания экспортируемых видов первичного сырья, топлива и материалов. Вывозить, например, в больших объемах круглый лес, вместо того чтобы поставлять продукты его все более глубокой переработки, крайне нерационально.
Полный текст

Страниц: 1 2 3

Платежный баланс и кредитные отношения

Рубрика : Россия в мировой экономике

Платежный баланс и кредитные отношенияПоскольку участие России в мировой экономике не ограничивается обменом товарами и услугами, а включает еще и валютно-финансовые и кредитные отношения, туристический обмен, международную миграцию населения и т.д., то концентрированное выражение все эти виды взаимосвязей находят в ее платежном и инвестиционном балансах, которые дают богатую информацию для анализа.

Из года в год Россия имеет крупное положительное сальдо по счету текущих операций, отражающему расчеты за товары, услуги, а также поступления и выплаты доходов от инвестиций и оплаты труда. В 2004 г. оно составило 60,6 млрд. долл. Это означает реальный отток из страны части созданных в ней ценностей, так как превышение экспорта над импортом, поступлений над платежами балансируется за счет образования у страны долговых требований к загранице. Другими словами, страна кредитует в крупных размерах своих торговых партнеров. Частично это продиктовано экономической целесообразностью, например выполнением обязательств по погашению внешнего долга или наращиванием валютных резервов, хранящихся на счетах и в ценных бумагах других стран. Оправданны во многих случаях вложения денег в приобретение или создание иностранных филиалов российских компаний. По нет оправдания с точки зрения интересов нации масштабному бегству капиталов, когда, например, экспортная выручка остается за границей и не возвращается в страну. Это — способ ухода от налогов, отмывания денег и сохранения незаконно приобретенных капиталов. По ряду оценок, в том числе официальных, ежегодный отток за границу капиталов составляет 15-21 млрд. долл., что обескровливает экономику, лишая ее половины фонда накоплений.

Точных данных о бегстве капиталов не существует. По данным МВФ, страна потеряла в 1994-2001 гг. около 170 млрд. долл. сбежавших капиталов. Минэкономразвития РФ считает, что за весь период реформ из страны вывезено 210-230 млрд. долл., из них более половины незаконно. Граждане России располагают за рубежом, по оценкам отечественных и иностранных экспертов, активами в 300 млрд. долл. без учета вложений в недвижимость. Опять-таки значительная часть этой суммы вывезена в обход законов и правил.
Полный текст

Страниц: 1 2

Проблемы урегулирования внешней задолженности

Рубрика : Россия в мировой экономике

Проблемы урегулирования внешней задолженностиРоссия выступает в мировой экономике как страна, на плечах которой лежит крупный внешний долг как бывшего Советского Союза, так и собственный. Но де-факто она является кредитором остального мира, поскольку размеры утечки капиталов и суммы предоставленных еще в советское время кредитов, правопреемником которых стала Россия, намного перекрывают ее долговые обязательства. Но вернуть эти деньги в полном объеме не удастся. Многие кредиты оказались безнадежными и подлежат полному или частичному списанию. Что касается сбежавших сомнительных по своему происхождению капиталов, то даже при объявлении амнистии трудно рассчитывать на их полный возврат.

Перешедшая к России задолженность бывшего СССР в сумме примерно 68 млрд. долл. образовалась в основном в 80-е годы, особенно в их второй половине, когда началась перестройка. Но, кроме того, существовала еще возникшая в советские времена задолженность по внешнеторговым сделкам предприятий и организаций в сумме около 35 млрд. долл., которая была переведена в разряд государственного долга России. Таким образом, на ее бюджет легли общие обязательства по советским долгам в размере более 100 млрд. долл. К этому прибавились собственные долги правительства России после распада Советского Союза, составившие к 2000 г. около 50 млрд. долл., в том числе МВФ и Мировому банку — 25 млрд. долл. Новые власти, предпринявшие радикальные экономические реформы, пытались с помощью внешних заимствований смягчить остроту негативных социальных последствий перехода к рынку и не задумывались поначалу над проблемой обслуживания долга в будущем. Но вскоре она заявила о себе и побудила правительство вступить в переговоры с кредиторами.

Соображения рациональности и стратегической выгоды также игнорировались при принятии на себя обязательств по долгам бывшего СССР. Имеющийся большой мировой опыт реструктуризации, выкупа, конверсии задолженности в собственность и т.п. не использовался должным образом. Поэтому ныне многие эксперты пишут об упущенных возможностях частичного списания советского долга. Польше, например, Запад списал половину ее внешнего долга. Видимо, новое и малоопытное в этих делах руководство страны еще находилось в то время во власти «комплекса великой державы», которой унизительно просить о поблажках. Не столь весомы оказались и переданные России долговые требования и другие зарубежные активы бывшего СССР.
Полный текст

Страниц: 1 2 3 4

Международный экономический порядок перед вызовами глобализации

Рубрика : Вызовы глобализации

Международный экономический порядок перед вызовами глобализацииГлобальная экономика нуждается в изменении сложившегося порядка в отношениях между государствами, чтобы избежать опасного разрастания присущих ей противоречий и конфликтов. Это центральная политическая и идеологическая проблема, порождаемая глобализацией. Можно сказать, что мир переживает переходное время, которое рано или поздно приведет к переменам в содержании, формах и механизмах международных экономических отношений.

В научной литературе, да и в документах международных организаций не раскрывается содержание понятия «международный экономический порядок». Он принимается как некая данность. Те, кто не считает его справедливым, вкладывают в это понятие отдельные вопросы экономического мироустройства или переустройства, которые в данный момент их волнуют. Но ныне, в условиях нарастания антиглобалистского движения, требуется более полное и четкое представление о том, что критики и протестующие считают объектом перестройки.

Очевидно, что международный экономический порядок должен включать общепризнанные и закрепленные в соответствующих документах нормы и правила международных экономических отношений и конкуренции на мировом рынке. Но это еще не дает его полной характеристики, поскольку существенной стороной являются также господствующая идеология и политика в области международного сотрудничества, которыми руководствуются его участники. Кроме того, его характеризует то, насколько справедливо и взаимовыгодно поделен труд между странами и как различаются уровни их развития. Этот порядок немыслим сегодня без деятельности международных организаций, от объема и характера которой, ее подконтрольности мировому сообществу, демократических процедур принятия решений многое зависит.
Полный текст

Послевоенный мир: два типа международных экономических отношений

Рубрика : Вызовы глобализации

Послевоенный мир: два типа международных экономических отношенийУже в конце Второй мировой войны родились проекты по совместному урегулированию мировых политических, валютных и торговых проблем и созданию для этого новых международных организаций. Переход к мирному времени был ознаменован учреждением Организации Объединенных Наций, Международного валютного фонда и Мирового банка, подписанием в 1947 г. Генерального согла-шения о тарифах и торговле (ГАТТ), выдвижением в том же году «Плана Маршалла» по оказанию американской помощи в восстановлении разрушенной экономики европейских государств. И ГАТТ, и «План Маршалла» обзавелись для выполнения своих функций соответствующими секретариатами с многочисленными чиновниками. Инициативы в построении послевоенного мирового порядка исходили от США, и, естественно, их интересы и преобладающий материальный вклад во многом определили характер деятельности новых международных институтов. Именно доминирующим влиянием Америки, ее «политикой сдерживания» своего бывшего союзника по антигитлеровской коалиции Сталин мотивировал отказ Советского Союза от участия в МВФ и Мировом банке, а также «Плане Маршалла». Под давлением СССР ту же позицию неучастия заняли страны Восточной Европы. Как показала последующая история, самоустранение этих стран от закладки основ послевоенного мирового экономического порядка не отличалось дальновидностью.

Издержки изоляционистской политики следовало как-то компенсировать, и Советский Союз взял на себя оказание помощи восточноевропейским государствам топливом, сырьем, зерном и частично золотом и валютой, а также стал способствовать переориентации их торгово-экономических связей в восточном направлении. Сталин решил в противовес «Плану Маршалла» создать под эгидой СССР Совет экономической взаимопомощи (январь 1949 г.), о который вошли страны, оказавшиеся в советской орбите. Совет постепенно креп и набирал опыт, превратившись к концу 50-х годов во влиятельную международную организацию в социалистической части мира. Перед ним ставилась цель сформировать новую модель мирового экономического порядка, основанную на координации народнохозяйственных планов и принципах социалистической солидарности. Амбициозные намерения не выдержали испытания историей, хотя почти 40 лет деятельности СЭВа принесли с собой с точки зрения практики международных экономических отношений не только негативные уроки, но и некоторые полезные результаты и идеи.
Полный текст

Страниц: 1 2 3 4

Идея нового экономического порядка

Рубрика : Вызовы глобализации

Идея нового экономического порядкаПосле нефтяного кризиса конца 1973 г., ввергшего развитый мир в шок и полосу затяжной стагфляции (сочетание экономической стагнации с усилением инфляции), ООН и другие международные организации повернулись лицом к проблемам мировой экономики. В ней впервые ощутимо проявилось влияние развивающихся стран, особенно экспортеров нефти, и одновременно обнаружилась уязвимость благополучия индустриальных держав. Сложившиеся мирохозяйственные отношения явно нуждались в перестройке.

В 1974 г. специальная сессия Генеральной Ассамблеи ООН приняла Декларацию об установлении нового международного экономического порядка и Программу действий. В декабре того же года развивающиеся государства при поддержке социалистических стран добились принятия па очередной сессии Генеральной Ассамблеи ООН Хартии экономических нрав и обязанностей государств, которая дополняла и конкретизировала предыдущие постановления о реформировании мировой экономики. Таким образом движение за демократизацию международных экономических отношений получило признание и привлекло к себе вниманий мировой общественности. На различных форумах и конференциях, в печати и на телевидении широко обсуждались кризисные процессы в капиталистической экономике, нужды развивающегося мира, предлагались меры по обеспечению действительно равноправного и взаимовыгодного сотрудничества различных групп стран.

Суть программы по установлению нового международного экономического порядка, выдвинутой развивающимися странами и отраженной в документах ООН, сводилась к следующим основным требованиям:
Полный текст

Страниц: 1 2

Перед лицом глобальных проблем

Рубрика : Вызовы глобализации

Перед лицом глобальных проблемНа пороге XXI в. вновь пробудился интерес к теме перестройки мирового экономического порядка, который переживает кризис, порождаемый либеральной моделью глобализации по американскому образцу. Эта тема не только вдохновляет «антиглобалистов», но и затрагивается на встречах «большой семерки», а в рамках Программы развития ООН поставлен вопрос о «глобализации с человеческим лицом». Налицо драматическая необходимость переосмысления базовых основ мирохозяйственной деятельности. Это вызвано как минимум двумя обстоятельствами.

Во-первых, быстро углубляющийся экологический кризис требует внесения существенных изменений в господствующую экономическую систему как на национальном, так и на всемирном уровне. Неспособность рынка противодействовать разрушению окружающей среды в ближайшем будущем может привести к «концу света».

Во-вторых, существует острая проблема несостоятельности рынка в решении социальных проблем. Это особенно видно на примере поляризации между богатым Севером и бедным Югом. Теперь к этому добавилась и несостоятельность рыночного либерализма в предотвращении разрастания финансовых кризисов по цепной реакции от одних стран к другим. Ясно, что существующие международные организации, в первую очередь МВФ, оказались неспособными предотвратить финансовые кризисы, грозящие вызвать цепную реакцию, и справиться с ними, и нуждаются в реформировании. Они обусловливали свою кредитную помощь оказавшимся в беде развивающимся странам и странам с переходной экономикой проведением политики, которая часто ухудшала их положение.
Полный текст