Соотношение между мировыми валютами, или их валютные курсы, не отличаются постоянством и подпадают порой под влияние весьма загадочных обстоятельств. Когда существовали золотой и золотовалютный стандарты, недоумения не возникало: курсы определялись соотношением золотых паритетов. Но эти стандарты ушли в прошлое, и вопрос о том, что определяет соотношение валют, потребовал объяснения. Сегодня наиболее распространенная точка зрения сводится к тому, что в основе курсов лежит паритет покупательной силы валют (ППС), от которого они, однако, могут сильно отклоняться под влиянием различных конъюнктурных обстоятельств и факторов. Паритет покупательной силы исчисляется путем оценки во внутренних ценах и национальных деньгах одного и того же (по количеству и качеству) набора (корзины) товаров и услуг в странах, сравниваемых между собой. Полученные суммы, обладающие одинаковой покупательной способностью, делятся друг на друга для определения курсового соотношения валют. В зависимости от того, какой выбран круг товаров и какова его структура, паритет покупательной силы может сильно различаться. Сравнения могут производиться на основе объема и структуры ВВП, или потребительских расходов, или произвольно составленной корзины товаров. В каждом случае результаты будут различными, что свидетельствует об известной условности таких сравнений.
Английский журнал «Экономист» использует для этого самый примитивный способ. Он сравнивает покупательную силу различных валют, используя корзину из одного товара — гамбургера Биг Мак фирмы «Макдоналдс» Тем самым удается выявить отклонения курсов валют от ППС.
Поскольку Биг Мак — продукт стандартного качества во всех странах мира, его стоимость должна бы быть всюду примерно одинаковой, т.е. такой же, как в США, — 3,06 долл. Однако при пересчете местных цен в доллары по официальному курсу получаются значительные отклонения от цены США. Конечно, определение ППС на основе гамбургера, продаваемого в заведениях «Макдоналдса», не может считаться вполне корректным. Тем не менее полученные результаты дают представление об отклонении официальных курсов валют от паритета их покупательной способности. Страны, проводящие экспортную экспансию, как правило, сильно занижают курс своей валюты, как, например, Китай, Малайзия и др. Богатые и респектабельные государства, принимающие немало туристов, как, например, Швейцария, Дания, Швеция и др., позволяют себе завышать стоимость национальной валюты. Их не останавливает переоценка собственной валюты, снижающая конкурентоспособность экспорта.
Полный текст